Док. фильмы Лица уммы

Исламский бизнес из Европы в Чечню. Лица уммы

Валид Халилов - молодой человек, большую часть жизни проживший в Европе и получивший первоклассное европейское образование. Недавно он вернулся в Россию. Валид долгое время мечтал открыть собственный бизнес, который будет не столько прибыльным, сколько соответствующим нормам религии и этики. О том, как он этого достиг и чем занимается в данный момент в программе "Лица Уммы".

Бизнес и предпринимательство. В чем их принципиальная разница? И в какой сфере найти свое призвание? Это Валид и он знает, как создать собственное дело, которое не только принесет прибыль, но также будет полезно обществу.

Содержимое

Чеченский предприниматель

Предприниматель Валид Халилов объясняет: "Бизнесмен - это человек, которому, по сути, без разницы чем заниматься, если так утрировать чуть-чуть, то есть для него важна прибыль. А предприниматель - человек, который, прежде всего, преследует какую-то идею. И он постоянно буксует, пытается чего-то добиться своей идеей, несмотря на все сложности. Я себя больше отношу ко второй группе, то есть к предпринимателям. И в мире их неспроста только 6 или 7 %. По жизни, где бы я не был, я всегда был в меньшинстве. В том плане, что как чеченец, как мусульманин".

Расширить свой интеллект, повысить уровень культуры, набраться опыта - все это впоследствии помогает человеку сразу начать предпринимать правильные действия, допуская минимум ошибок.

Учеба в Европе и работа в Москве

Валид: "Последние 17 лет я жил в Европе, в Бельгии. То есть мне посчастливилось увидеть мир. И я советую путешествовать, хотя бы для того чтобы расширить свой кругозор. Я учился в 7 классе в Тюмени, когда уехал из Чечни и потом перебрались в Европу.

Попав туда я вообще не знал ни слова на французском, то есть я в Бельгию попал. А в Бельгии 3 языка на самом деле: французский, нидерландский и немецкий даже. Через 2 года я уже свободно разговаривал на французском. Когда я закончил школу, в Бельгии я перебрался в столицу, в Брюссель и решил дальше учиться, поступил в бизнес-школу Солвей - она считается одной из самых лучших в Европе. 3 года менеджмент, потом 2 года только на английском магистратура. Полгода также провел в Германии по обмену. Поехал в Москву и устроился аудитором в консалтинговую компанию PricewaterhouseCoopers, довольно известная компания, она присутствует в каждой стране".

Лишь тот, кто делает шаг в сторону от протоптанного пути, может быть убежден в том, верен ли этот шаг. Но Валид тогда еще не знал о том, что это вообще возможно и плыл по руслу, прорубленному обществом. "То есть на тот момент у меня было мышление: образование получил, теперь нужна хорошая работа. И я начал читать разные книги по бизнесу и одна из них довольно известная "Богатый папа, бедный папа" Роберта Киосаки. Вот когда я ее прочел, я понял, что этот путь – достойная учеба, карьера, потом бизнес - он ошибочный. Почему? Потому что чем дальше ты откладываешь начинание в бизнесе, тем тебе будет сложнее потом. То есть ты себя растишь такого инвалида, который откладывает на потом. Потому что есть только один путь стать бизнесменов: начать прямо сейчас" - утверждает наш герой.

Первый бизнес в Чечне

В определенные моменты каждый делает выводы о том, что пора менять подход к жизни. В среднем это происходит раз в 10 лет. Мы корректируем сами себя. Несмотря на то, что Валид жалеет о том что не додумался до многого раньше, но так или иначе, всему свое время. Он говорит: "Когда этап интереса к бизнесу, поглощение всех лекций и так далее прошел, я понял нужно сейчас определиться, что начинать. И увидел франшизу. Почему франшизу? Потому что менее рискованно, эта модель, которую кто-то до тебя протестировал. Тебе просто нужно применить рецептуру и управлять этим бизнесом.

Эта франшиза Coffee Like называется. Я открыл эту кофейню здесь, в Грозном, через дорогу напротив Дома печати. Но я как бы приезжал-уезжал, то есть я не был в Чечне. Это была основная ошибка. То есть если ты не находишься там, где твой бизнес - у тебя нет бизнеса. Ты должен быть рядом, управлять им. Были одни убытки и после года я закрыл. Я сказал, ну первый опыт, не получилось, ничего.

И вот пришел к продуктам питания, потому что мне как бы сама идея нравилась, в том плане, что хотел что-то изменить. Мне не хотелось открыть очередную мойку или кафешку, даже если она будет сверхприбыльная". И здесь Валид попал в точку. Выяснилось, что эта ниша практически пуста, точнее она просто не собрана в единую идею. А ведь общество в этом нуждается. Валид продолжает: " Я вот наткнулся на такую нишу, можно сказать, натуральный продукт, органика, экопродукт - их по-разному называют. То есть я начал с такой идеи. Изначально не стоял вопрос, а где прибыльнее? Вот есть проблематика, да, которая меня интересует и вот я хотел ее решить. Нет ни одной области, где не было бы исламского взгляда. Когда ты начинаешь искать в Интернете, там практически ничего нет".

Халяльный бизнес и Ислам

На свой бизнес Валид также смотрит сквозь призму Ислама. Ведь успех исключительно в таком подходе. А ведь продажа полезной, натуральной продукции, где нет ни прямого, ни косвенного обмана – это вполне в исламском духе. «Все сводится к тому, что есть харамный бизнес, есть халяльный бизнес и все. Это не весь же Ислам. Поэтому я для себя ищу, пытаюсь найти, с точки зрения Ислама как можно эффективно выстроить бизнес. Я тоже иногда слышу, ой чем заниматься, все харамно?! Здесь нельзя, там нельзя. Халяльного 90% скажем. Просто нужно знать какие-то определенные харамные вещи, думаю любой мусульманин знает: свинина, такие вещи…

Все остальное, весь мир открыт, занимайся, пожалуйста торговлей, производством или услугами - что угодно. Я не вижу никаких сложностей, лишь бы было желание» - считает герой программы. Валид устремлен вперед, он полон оптимизма, энтузиазма и амбиций. И он четко и последовательно делает каждый шаг. Потому в его работе видна филигранность и строго выдержанный формат. «Как бы это парадоксально не звучало, Россия – страна возможностей. Если в Европе ты откроешь очередную пиццерию – ты никого не удивишь, потому что они с преемственности, от отца к сыну и т.д. 500 лет 1000 лет у них рынок формировался. Он насыщен очень, там много конкуренции. Любое направление возьмешь, будешь честнее, чем остальные, то ты уже на порядок конкурентнее. Нет нехватки в идеях, нет нехватки даже в финансах, есть нехватка в людях, у которых есть желание что-то сделать. То есть нужно просто проявить какую-то боль, да, проблему, она есть, существует для определенной категории людей и ты пытаешься решить эту боль и за это тебе люди готовы платить. Это может быть что угодно, я не знаю, где много есть, что люди довольны каждым сервисом что ли?» - говорит Валид.

Быть предпринимателем означает в первую очередь осознавать себя таковым. Но для этого нужно знать, что есть предпринимательство и чем оно отличается от просто бизнеса? «Просто когда я слышу, люди которые интересуются бизнесом, но они никак не начинают. И вот, когда ты слышишь какие у них не то чтобы отмазки, но оправдания этому: нет связей, нет денег, то что ты сейчас сказал и т.д. Теперь, если конкретно по деньгам говорить, в мире это факт, денег больше, чем людей, которые умеют ими управлять. У новичков такое представление, что вот если бы у меня сейчас было 10 млн – я бы построил завод еще что-то, но на самом деле, даже если им дать 10 млн – это будет губительно для них. Нежданное богатство хуже нищеты».

Предпринимательство – образ мышления, требующий иногда фанатизма. Этот вид деятельности не любит делить своего носителя с кем-то. Но в итоге результат, тем лучше, чем больше времени и мыслей было отдано.

«Это самое первое, я бы сказал, вот ты четко для себя определил – я предприниматель. Я считаю, что это уже половина успеха, то есть ты еще по факту даже не начал. Потом идет следующий этап, где ты начинаешь интересоваться всем по бизнесу, все переваривать, всем интересоваться потому что ты не знаешь ничего. Я считаю, поначалу у тебя особо нет выбора, ты не можешь на одном сфокусироваться, тебе нужно попробовать все. Малыми силами, то торговля, то услуга, то еще что-то попробовал, посмотрел, то есть все это индивидуально.

Когда ты начнешь сталкиваться с первыми проблемами в бизнесе, если ты будешь думать, что это только с тобой происходит - то тебе будет очень тяжело психологически. Вначале у меня была кофейня, это не пошло. Я думал еще что-то открою, финансово что-то сделаю. Вот я считаю, что нужно остановиться на одном деле и 99% времени ты больше ничего не увидишь. У тебя максимальная фокусировка. Я утром встаю с одними мыслями и вечером с одними мыслями, я думаю постоянно о бизнесе, в машине, в дороге и т.д. То есть это тяжело на самом деле.

Когда ты работаешь по найму, ты пошел домой – все, работа она осталась там, за дверью. Но когда ты предприниматель работа тебя каждую минуту где-то там зовет. Только через неудачи бывает рост. Если сравнить 2 предпринимателя – первый у которого открыт первый бизнес и у него все пошло на «ура» и со вторым предпринимателем, у которого первый бизнес не пошел, второй не пошел, третий не пошел – одни проблемы. Так вот в первом случае, когда он столкнется уже с проблемами , а конечно это неизбежно и так как ставка уже повышена, у него уже есть бизнес, какой-то доход, то он может очень многое потерять» - Валид говорит.

Предпринимательство - мусульманский путь

Возможно ли в деловой жизни доверять кому-то всецело? И да, и нет. Ибо как первое, так и второе предполагает потери и риски. «Почему контракты бывают, да, какие-то посредники, нотариусы, банки или еще что-то – это просто люди не доверяют друг другу. Все эти посредники – дополнительные расходы и цена взвинчивается. То есть отсутствие доверия, оно обходится в миллиарды долларов людям.

На примере своего продуктового магазина, у меня есть желание, мечта сделать так, чтобы было полностью самообслуживание. То есть клиент заходит, взял то что ему надо, расплатился, ушел. Никаких кассиров, охранников, никого там нет. Такое уже осуществили в Америке Амазон. Если я завтра сделаю то же самое, я не знаю, что из этого выйдет. Как раз-таки, из-за отсутствия доверия. Ко всему этому я вынужден тратиться, то есть неэффективно. Теперь доверие в бизнесе – это как валюта, это личный бренд. Потому что почему одному человеку готовы дать миллион долларов, а второму человеку и рубля не дадут? То есть я по определению доверяю человеку. Но если меня один раз обманули, все принципиально с этим человеком я ничего общего не хочу иметь. Если изначально нет хотя бы чуточку доверия, то невозможно развиваться, двигаться, что-то делать. Взял ты работника да, ты же не можешь 24 часа рядом с ним находиться. Ты же ему должен доверять изначально.

Я считаю, что предпринимательство очень такой, я бы сказал даже, мусульманский путь. Потому что для меня, что такое бизнес – это в первую очередь свобода. То есть ты сам решаешь чем заниматься, кого нанимать, что продавать. У тебя очень большое поле для маневра. Пророк, саллаллаху алейхи уа салам, сам занимался торговлей – этого достаточно, да?! Конечно, конечная цель – это довольство Аллаха, это можно достичь через разные вещи. Кто-то обучается Корану, обучает других – это путь скажем так имама. Кто-то занимается торговлей, кто-то благотворительностью, еще что-то. Это все звенья одного общества. Вот темы с продуктами питания постоянно кружат споры, в которые втянуты врачи, тренер, биохимики. Но все это жалкие потуги на фоне транснациональных корпораций, которые пресекают посредством влияния любые инициативы, направленные на пропаганду здорового питания. Какие бы данные не приводила ВОЗ о вреде сахара – он все равно является одним из самых потребляемых ингредиентов. Но что же тогда делать нам?

Валид: «Мы сейчас идем в магазин, берем там белый хлеб, печенье, сосиски, еще что-то. Вот эта модель – она не случайно так сложилась. То есть натуральный продукт, он вытеснен. Немусульмане, решили, что они хотят развивать бизнес таким путем: преумножить прибыль, за счет увеличить срок годности продукта, снизить цену и т.д., но не обращая на качество. Если ты как мусульманин недоволен качеством, что в магазине продается, там ничего полезного нету, к примеру. Ты должен сделать по своему, ты должен сделать противовес, открыть свое дело и вообще любой бизнес – это отражение моральных качеств человека, который бизнес открыл. Это просто его отражение – он в зеркале смотрит и строит свой бизнес. А по-другому никак, ты сам с собой живешь – ты же не можешь себя обмануть. Ты какой ты есть, соответственно у тебя взгляд на вещи такой. Мы, как мусульмане, Алхамдулиллах у нас вот есть исламские принципы и законы, мы знаем, что можно, что нельзя, и соответственно мы действуем в этом поле, разрешенном. Нужно брать современные знания по бизнесу, но продвигать их в целях Ислама, через исламскую призму ценностей, скажем так».

Что же будем надеяться, что Валид Халилов станет примером для подражания и яркой мотивацией для многих тех, кто не решается использовать свои скрытые волевые резервы и начать работать над идеей стать тем, кем ты действительно хочешь быть. Ведь не так важно чем занят, важно счастлив ли ты?!

Над фильмом работали:

Селим Каригов, Муса Мальцагов, Алан Гапаев.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: