Наставления Спросите имама Хадж

Что сказал Джибриль в день Арафат? Спросите имама

Что мусульманин должен делать в день Арафат? В чем значение этой предшествующей Празднику жертвоприношения даты? Председатель Союза исламских организаций России Висам Бардвил отвечает на все вопросы об одном из главных событий в жизни каждого мусульманина.

В 2019 году день Арафат приходится на 10 августа.

Содержимое

Великий день года

День Арафат, по некоторым хадисам, является самым священным и самым великим днем года. По некоторым другим хадисам можно узнать, что он второй по значимости после дня праздника Курбан-байрам, но это не удивительно, так как день Арафат – это девятое число месяца зуль-хиджа, лунного месяца зуль-хиджа, который сам по себе является одним из запретных месяцев. Первые десять дней месяца зуль-хиджа, которые являются самыми священными днями года. Аллах в Коране клялся этими днями. Есть много хадисов о значимости, достоинстве, добрых деяниях, которые совершаются в эти десять дней.

Пост в день Арафат

Пророк Мухаммад призвал мусульман, именно тех, которые не находятся в хадже, призвали их как сунна, не как фард, как сунна – как желательное, соблюдать пост в этот день, в девятое число месяца зуль-хиджа, то есть за один день до праздника Курбан-байрам, за великую награду.

Награда – это прощение грехов предыдущего и будущего года. Мы знаем, что для паломников тоже этот день является великим.

Гора Арафат

Пророк ﷺ говорит: «Хадж – это есть Арафа». То есть, если человек не сможет остановиться на горе Арафат, есть такой обряд, называется Вакфа, переводится как стояние на Арафате, это не имеется ввиду, что стоят, имеется ввиду, что остановка. Это не совсем гора, выглядит как долина. Есть маленькая гора в центре долины Арафат, часто люди путают ее, думают, что это и есть гора Арафат. Арафат – это большая территория и кто совершает хадж, главное, должен находиться на этой территории девятого числа зуль-хиджа, поэтому называется день Арафат, так как люди – паломники стоят в местности Арафат. Именно надо находиться там во время молитвы зухр, то есть в полдень этого дня до захода солнца. Если человек опоздал, то он может ночью прийти после захода солнца до наступления рассвета следующего дня праздника находиться хотя бы короткое время, этого будет достаточно, но лучше всего находиться между молитвой зухр и молитвой магриб.

Значимость дня Арафат связана именно с этим обрядом, с обрядом хадж. Хадж и есть Арафа, как пророк ﷺ сказал. Все обряды в хадже в принципе, кроме серьезных нарушений, можно возместить. Если человек что-то перепутал, где-то ошибся, что-то он вовремя не сделал, это можно исправить и хадж будет принят.

Но, если человек не успел находиться на горе Арафат, то его хадж не принимается, то есть, если даже сделал все другие обряды: обход вокруг Каабы, бег между Сафой и Марвой, бросание камней и так далее, но он не смог находиться на горе Арафат именно в это время, которое я вам сказал, то его хадж не принимается, ему нужно возвращаться на следующий год, или когда он сможет.

Поэтому есть хорошая традиция в Аравии, что паломникам, даже тем, которые оказались в очень трудном положении, по здоровью, некоторые заболевают, там пять миллионов человек, всякое бывает. Бывает, заболел до этого обряда и он уже находится в больнице, не может ходить, некоторые даже в реанимации. И вы знаете, какая хорошая традиция, машина скорой помощи возит этого человека на Арафат, чтобы он находился хотя бы несколько минут, чтобы он получил награду за хадж. Насколько это важно, чтобы не потерять ценность хаджа, человек приехал из далека и как бы обряда нет, хадж вообще не принимается, если не находился на Арафате. Так вот, мы видим, насколько важно нахождение на Арафате, хотя сам Арафат, что удивительно, это место даже не относится к Мекке, то есть это не часть аль-харам, не часть заповедной территории, о которой говорится в Коране, в хадисах, о святости этой территории. Это находится за. То есть сам город Мекка, долина Мина, долина Муздалиф, это все находится в аль-харам, так называемая долина заповедной территории, в которой любое доброе деяние преумножается, грехи, кстати, тоже преумножаются, надо быть осторожным.

Арафат – это территория за пределом, обычная земля по идее, и что удивительно, что круглый год это обычная земля, можно находиться, посидеть, даже хоть сейчас поехать на Арафат и там молитва или дуа не имеет никакого особенного смысла, или отличия от любой молитвы, дуа в другом месте на земле. Но именно девятого числа месяца зуль-хиджа, и именно между молитвой зухр и молитвой магриб, между полднем и заходом солнца, эта земля превращается в самое священное, благословенное на земле.

Хадисы о дне Арафат

Из хадисов знаем, что пророк ﷺ говорил нам, что Всевышний Аллах приближается к своим рабам, Он ближе всего к своим рабам, которые находятся в день Арафат и Аллах приглашает обитателей небес – ангелов, и говорит им: «Смотрите на них», Он указывает на тех, которые находятся на Арафате, и говорит: «Смотрите на них, ради Кого они пришли». Удивительно, что Аллах гордится паломниками перед ангелами.

И мы знаем из хадисов, что пророк ﷺ, когда он совершал хадж, а известно, что он совершал один хадж в жизни, когда он совершал хадж в день Арафат, он очень долго просил Всевышнего Аллаха, чтобы Аллах простил грехи всех мусульман, которые были вместе с ним в хадже. После долгой просьбы ко Всевышнему Аллаху, ангел Джибриль пришел к пророку Мухаммаду ﷺ, и сказал: «О Мухаммад, не печалься, Аллах просил все грехи твоей уммы». Тогда пророк Мухаммад ﷺ сказал: «О Джибриль, Он простил и тяжкие грехи?». Он сказал: «Нет, конечно». Для прощения тяжких грехов требуется дополнительные старания на самом деле.

Тогда пророк Мухаммад ﷺ продолжал просить Всевышнего Аллаха, чтобы простил грехи, в том числе и тяжкие. Через некоторое время, ближе к заходу солнца, ближе к концу этого дня, Джибриль пришел к пророку ﷺ, и сказал: «О Мухаммад, радуйся, Аллах простил все грехи, в том числе и тяжкие грехи». И Мухаммад ﷺ с такой великой радостной вестью вышел и первым кого он увидел, был Умар, и сказал: «О Умар, радуйся Аллах простил все грехи, даже тяжкие грехи». И Умар громко восклицал: «Аллах акбар, Аллах велик, сегодня щедрость Всевышнего Аллаха превзошла все наши ожидания». Потом он спросил пророка ﷺ: «О посланник Аллаха, это касается нас только, которые сегодня собрались вместе с тобой или это касается всех паломников до Судного дня?». Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Нет, это касается всех мусульман, кто будет совершать хадж до Судного дня».

Великая награда, мои братья, мои сестра, что Аллах прощает все грехи на горе Арафат. Наверное нет такого обряда в исламе, которые за очень короткий такой срок, от молитвы зухр до магриба, где человек может попросить Аллаха, и вести себя хорошо во время хаджа, чтобы заслужить такой великой награды – прощение всех грехов, и уйти с горы Арафат абсолютно чистым. Многие праведные ученые из числа табиин и других, говорили, что слова пророка ﷺ в прямом смысле понимаются, он возвращается с хаджа, как-будто только что родился, как-будто его мать родила, как ребенок, абсолютно невинный, без грехов. И первый грех, какой человек совершает – это когда он сомневается, неужели Аллах все простил.

И продолжение хадиса, который я начал, когда Аллах собирал ангелов, когда Он гордился паломниками, знаете, как он закончил этот хадис, Аллах обращается к ангелам и говорит: «Будьте свидетелями, Я прощаю все их грехи». И в некоторых хадисах говорится, что некоторые ангелы будут спрашивать: «О Аллах, среди них есть те, которые совершают такие-то преступления, страшные преступления». И Аллах будет говорить: «Нет, Я простил все грехи, простил их грехи, и тех, за кого они просили простить».

День дуа

Следовательно, мы понимаем, что день Арафат – это день дуа. Даже, смотрите, молитва сокращается и совмещается, даже для тех, которые живут в Мекке, для них это не сафар, не путешествие, когда обычно сокращаются и совмещаются молитвы. Это во всех мазхабах, нет разницы между Шафии, Ханафи.

Ханафитский мазхаб, например, они не соглашаются совместить, но в день Арафат совмещаются. Молитва сразу, как зухр наступает, два ракяата зухр, два ракяата аср совмещают, сокращают, конечно слушают хутбу сначала, сунна, желательно слушать хутбу, потом все, до самого магриб, магриб даже не на Арафате молятся обычно, в Муздалифе. Поститься нежелательно для тех, кто совершает хадж. Вот в чем разница, если ты не совершаешь хадж, для тебя сунна поститься, награда, как вам сказал, прощение предыдущего и будущего года, грехов совершенных в предыдущий и будущий годы. А вот, кто в хадже нет, наоборот нежелательно поститься, потому что день Арафат – это не день молитвы и не день поста.

Какой обряд самый лучший, который делается в день Арафат? Это дуа, мольба с просьбой к Всевышнему Аллаху. Потом, пророк ﷺ сказал: «Самое лучшее дуа – это дуа, которое человек сделает в день Арафа». Представляете, сколько вы дуа делаете за всю свою жизнь, после молитвы, когда вам тяжело, сколько дуа, каждый день обращаемся к Всевышнему Аллаху, но самая ценная мольба, которую вы сделаете за всю свою жизнь, эта та мольба, которую вы сделаете в день Арафат. Поэтому пророк ﷺ говорит: «Самое лучшее дуа, это дуа, которое делается в день Арафат. И самое лучшее дуа, которое я говорю и другие пророки: « Ля иляха илялЛах, уахдаху ля шарикя ляхь, ляхуль мульку, уа ляхуль хамду, уа хуа аля кулли шаъин кадир».

Наверное, многие из вас знают этот зикр, и каждый день читаем после намаза, удивительно, здесь же зикр, в этих словах нет просьбы, здесь есть прославление Аллаха, признаем Его качества, нету просьб, потому что Аллах знает наши просьбы. И наоборот, если мы славим Всевышнего Аллаха больше, чем просим, это лучше. Тем не менее, мы рекомендуем просить Аллаха обо всем, для себя, для родителей, для семьи, для детей, для всех мусульман, для этой жизни и следующей, это ваш шанс просить Аллаха, ваша просьба не отвергается и надо быть уверенным в том, что Аллах примет ваши молитвы, ваше дуа, и часто повторять этот зикр, которому пророк ﷺ нас учил.

Спасение от Ада

Но самые прекрасные и самые счастливые люди в этот день, получат наивысшую награду – это спасение от ада. Пророк ﷺ сказал, что Аллах в конце дня Арафат смотрит на паломников и будет выбирать из них тех, которых он назовет спасенными от ада. Аллах выберет из паломников, скажет: «Это человек, мужчина, женщина, никогда не попадут в ад». Как-будто амнистия такая великая. И нет такого дня, в который Аллах прощает столько людей, что Он освобождает их от адского наказания, как в день Арафат. Несравнимо.

Мы знаем, что в Рамадан каждую ночь Аллах тоже выбирает из числа своих рабов тех, кого Он освобождает от адского наказания, но в день Арафат это больше всего, нет такого дня, чтобы столько людей были спасены. Есть шанс, конечно, получить награду за хадж, есть шанс вернуться полностью прощенным за совершенные грехи, а есть шанс вернуться с хаджа райским человеком, уже все, ты в раю, записан, что ты в раю. Это зависит от нашего поведения, от наших стараний. Тот, который меньше совершит грехов на святой земле, меньше спорит, меньше нервничает, то, естественно, у него больше шанс есть получить награду в день Арафат.

И не удивительно, что пророк Мухаммад ﷺ сказал, что иблис находится в наихудшем состоянии именно в день Арафат. Говорит: «Я никогда не видел, чтобы иблис был в таком унизительном положении, как в день Арафат, за исключением дня Бадр, когда он увидел, как ангелы приходят сражаться на стороне верующих, он тоже испугался и был в наихудшем унизительном состоянии». В день Арафат, потому что, представляете, он мог порабощать человека 20, 30, 40 лет и за считанные часы человек попался в рай, все его деяния Аллах уничтожил.

Поэтому, мои братья и сестры, кто совершает хадж, должен стараться сделать хадж максимально безупречным, чтобы получить вот такую награду. Те, кто не совершают хадж, должен стараться быть похожим на тех, кто совершает хадж, быть сдержанным, поститься в этот день, желательно поститься вообще не только в день Арафат, но и в первые девять дней месяца зуль-хиджа, заканчивая девятым днем, чтобы был последним. Ведь деяния, которые совершаются в эти десять не сравнимы ни с какими деяниями, как сказал пророк ﷺ, кроме человека, который пошел сражаться на пути Аллаха, защищая веру и Родину своей земли и ни с чем оттуда не вернулся, ни с имуществом, и он сам погиб. С таким деянием только можно сравнить добрые деяния, которые совершаются в эти десять дней. Мы должны стараться, те, кто остались здесь и те, кто совершают хадж, и там, и там обещана великая награда.

Поздравляю вас с приближением этих дней. Дай Аллах, чтобы Он принял все наши добрые деяния и преумножил наши награды, чтобы он спас нас от адского наказания, и простил все наши грехи, малые, великие, первые, последние, то что мы помним, то что мы забыли, и чтобы Всевышний Аллах принял наши мольбы, наши просьбы.

Для регистрации в онлайн-академии «Медина», рекламу которой вы видели в этой передаче, пройдите по ссылке.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: