Док. фильмы Стамбулер

Как султан спас православие… “Стамбулер” в Фенере

Сегодня ведущий "Стамбулера" Алим Махсутов приехал в Фенер - один из районов г. Стамбул. Здесь до сих пор располагается резиденция Вселенского патриарха. Этот район был выделен византийским грекам и другим православным султаном Мехметом Фатихом, которого они в недалеком прошлом считали врагом, но в реальности оказавшимся спасителем их церкви. С самых первых лет после османского завоевания в Фенере бок о бок соседствовали христиане и мусульмане. Старожилы говорят, что добрые отношения и межконфессиональный мир – это обычное явление, своего рода стиль жизни местного населения. И по сей день здесь вместе слышится призыв муэдзина и звуки православной службы, собирающие верующих на молитву в древние церкви и мечети.

Содержимое

Противостояние латинян и православных

Весна 1453 года, столица Византии осаждена войсками османов, а император Константин Палеолог уже провозгласил унию Ферраро-Флорентийского собора в Святой Софии при полной поддержке бывшего митрополита Киевского и Всея Руси Исидора, на тот момент личного представителя Папы Римского и будущего титулярного латинского патриарха Константинополя. Это означало фактическое подчинение всего мирового православия Католической церкви в надежде на помощь Европы против турок. Массы простых людей были недовольны принятием чуждых догматов и признанием верховенства Римского понтифика. Многие византийцы семьями покидали древний город.

Дело в том, что православные чувствовали большую угрозу со стороны латинян, которые уже нападали и захватывали Константинополь в 13 веке. Памятуя о тех событиях, когда крестоносцами был разграблен и осквернен Собор Святой Софии, даже адмирал византийского флота Лука Нотара изрек свою знаменитую фразу: «Лучше увидеть среди города царствующую турецкую чалму, чем латинскую тиару!»

Тем более, вопреки ожиданиям императора, Папская помощь оказалась незначительной, и Константинополь был мусульманами взят. Что же ждёт народ и духовенство центра Православного мира?

Район Фенер

Фенер расположен в исторический части Стамбула, недалеко от района Эминёню, на южном побережье некогда главной бухты города - залива Золотой Рог. Добраться сюда можно на городских автобусах и на пароме, строится трамвайная ветка. Фенер выделяется своей особой, неповторимой атмосферой, здесь сосредоточены уютные ресторанчики, кофейни и антикварные лавки.

Одним из первых важных решений Султана Мехмета Фатиха стало восстановление православного Константинопольского патриархата. Он личным указом назначил патриархом Геннадия Схолария - главного противника унии с Римом. Вручение фермана запечатлено на известной картине, по сей день украшающей основной вход в резиденцию Вселенского патриарха.

Сама резиденция и ныне располагается здесь в Фенере, районе, который был предоставлен византийским грекам и другим православным недавним, как они считали, врагом, на деле оказавшимся спасителем их церкви – Султаном Мехметом Фатихом. А Константинопольский патриархат по сию пору именуют по названию этого района – Фанар, что переводится с греческого, как фонарь, имеется в виду маяк для проплывающих кораблей.

Именно в Фенере недавно состоялось громкое предоставление Томоса об автокефалии Украинской церкви. Вручал его прямой преемник Схолария, патриарх Варфоломей, кстати офицер запаса турецкой армии. Это послужило причиной прекращения Русской православной церковью евхаристического общения со Вселенским патриархатом.

Султан и Патриархат

Полномочия Патриархата были значительно расширены Султаном, теперь, помимо духовной власти над всем православным миром, предстоятелю церкви было передано и административное управление единоверцами, подданными Османского султана.

После восстановления церкви Мехмет Фатих призвал обратно эмигрировавших из города ещё до осады византийцев и разрешил им открыть здесь школу. Греческих жителей начали именовать по названию района - фанариотами. Среди вернувшихся в Константинополь были и богатые, знатные византийские семьи, как например Кантакузины, иные стали успешными уже при Османах, среди таких была семья Караджа. Позже, фанариоты, будучи отличными мореходами, стали управлять практически всей морской логистикой: они перевозят зерно в Стамбул, закупая его в том числе с берегов Кубани у живших там народов, в частности ногайцев.

Из среды фанариотов выходит целая плеяда успешных чиновников, для которых даже был создан специальный дипломатический титул «Великого Драгомана», а позже и «Драгомана флота». Фанариоты известны и отличными врачами, слава о которых гремит далеко за пределами Блистательной Порты.

Более того, выходцы из этого района долгое время управляли княжествами Валахия и Молдавия под протекторатом Османской империи. Они внесли огромный вклад в развитие науки на территории современных Румынии и Молдовы.

Но не только уроженцы Фенера влияли на Молдавию, выходцы из Молдавии также оставили колоссальный след в этом районе. Молдовский принц, потомок ногайских мурз Дмитрий Кантемир, интереснейшую историю жизни которого мы подробнее раскроем в последующих выпусках Стамбулера, жил именно здесь и учился в той самой школе, которая была открыта тут с дозволения Мехмета Фатиха. Более того, вот эту самую дорогу до школы Кантемир построил на свои деньги. Он также купил для нее дополнительный участок земли, после чего учебное заведение было расширено и перестроено, обретя современный вид.
Школа работает по сей день, и по сей день здесь учатся дети из местных греческих семей, непрерывно с 1454 года, вот уже на протяжении почти 570 лет!

Церкви Фенера

Прямо под стенами школы мы видим небольшую церковь, которая называется «Церковь Марии Монгольской». Почему Монгольской? Дело в том, что Мария была дочерью византийского императора Михаила Палеолога, заключившего союз с монголами. Стороны решили скрепить договор династическим браком, и Мария должна была выйти замуж за Ильхана Хулагу, но, пока она ехала в его столицу в Азербайджане, тот скончался, так что по прибытию её выдали за Абаку-хана, сына Хулагу. Пережив и последнего, она вернулась в Константинополь, где и построила эту церковь.

Интересен храм ещё тем, что это единственная церковь, которая с момента завоевания города османами никогда не закрывалась и никогда не была мечетью. И, чтобы понять почему, мы вновь возвращаемся ко времени правления Мехмета Фатиха.

Дело в том, что одним из придворных архитекторов тогда был грек-фанариот. Он попросил Султана не трогать эту церковь и оставить её как есть. На что отзывчивый правитель издал соответствующий указ, который и поныне хранится в Патриархате. Копия фермана висит и в стенах этой церкви. И ни один из последующих османских султанов не посмел нарушить обещание, данное Мехметом Фатихом. Таково было милосердие, и такова была мудрость этого знаменитого завоевателя.

Религиозный мир в Османской империи

Проявлением его мудрости была и постройка комплекса из мечети и общественной бани, функционирующих здесь по сей день. Ее минарет изначально был деревянным, потому она и получила название «Тахта минаре» - деревянный минарет. Позже, при ремонтных работах минарет выстроили из кирпича. Это одна из старейших мечетей Стамбула.

С самых первых лет после прихода османов в этом районе бок о бок жили христиане и мусульмане. Причём христиане разных церквей: помимо Константинопольского, здесь есть приходы Иерусалимского, Болгарского и других патриархатов. Старожилы района говорят, что добрососедство и межконфессиональный мир – это обычное состояние, своего рода стиль жизни местного населения. И по сей день в Фенере соседствуют призыв муэдзина и православный колокольный звон, собирающие верующих на молитву в древние церкви и мечети.

В этом разделе:

1 комментарий

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: