Дозволено ли протирание обычных носков во время малого омовения, вместо того, чтобы мыть ноги? Какого мнения придерживались имамы четырех мазхабов? Отвечает главный имам Исторической мечети Москвы Рамиль-хазрат Садеков.
Для регистрации в онлайн-академии «Медина», рекламу которой вы видели в этой передаче, пройдите по ссылке.
Что касается протирания, во время малого омовения, водой кожаных носков и других носков. Согласно Сунне Пророка (мир Ему и благословение), он сам протирал кожаные носки, то есть, будучи в ритуальной чистоте в омовении (и малом и большом) обувал эти носки, а когда необходимо было снова принять малое омовение, то уже не мыл ноги, а протирал водой сверху эти носки.
Эту «поблажку» признают все религиозные суннитские школы. Это облегчение действительно помогает путникам, пожилым людям и людям, живущим в условиях холодного климата, к примеру, в России. Я и сам иногда пользуюсь этим облегчением. Согласно Сунне таким протиранием может пользоваться оседлый человек сутки, а путешественник трое суток.
На что можно делать масх
Что же можно протирать и что входит в этот религиозный хукм (религиозное правовое решение)? Протирать классически можно кожаные носки, это кожаные носки, которые сейчас делают с молнией. Они закрывают щиколотку и в них очень удобно ходить. Здесь есть определенные разногласия среди школ.
Школа Абу Ханифы разрешает все виды такой обуви, которая закрывает щиколотку и которая не пропускает воду или не мочится быстро. Это могут быть и кожаные носки, это могут быть сапоги, ботинки высокие, очень плотные носки, войлочные какие-нибудь или же валенки, галоши. В общем, все, что подходит под категорию этого хумка, то есть, слабой водопроницаемости и добротности, то можно использовать, по мнению мазхаба Абу Ханифы.
К примеру, я учился в Марокко. Там, по мнению мазхаба имама Малика, согласно Сунне можно протирать только кожаные носки.
Однако есть еще и третье мнение. Оно исходит от мазхаба Ханбалитского. Определенные ученые этого мазхаба считают, что возможно протирание носков и не кожаных.