Интервью Точка зрения

Памятник Марджани – это язычество! Точка зрения Руслана Айсина

Почему в Казани поставили памятник-скульптуру Шигабутдину Марджани, выполненную в недозволенных исламом формах? Можно ли было иначе почтить память великого богослова? Как отреагировала общественность и какую роль сыграли в этом власти Татарстана? Точка зрения политолога и публициста Руслана Айсина (Казань).

«Точка зрения» - компетентное мнение, позиция и комментарии экспертов, религиозных и общественных деятелей по злободневным вопросам и острым проблемам.

Руслан Айсин, публицист, политолог: «Споры о том, необходимо было ли увековечивать видного татарского религиозного деятеля Шигабутдина Марджани, идут уже давно. И, конечно, этот памятник, который был с помпой открыт несколько дней, он вызвал споры. И, причем не только в религиозной среде, но и в среде татарской национальной культурной интеллигенции, которая считала, что памятник не до конца отображает культурные национальные особенности. Это выразилось, в частности, в том, что надпись под барельефов Марджани была написана только на русском языке: "Марджани",  в то время, как было проигнорировано татарское ее написание и было предложение еще – написать арабицей. Но, это, что называется, такой вот побочный поворот, побочная ветвь этой дискуссии. Но, главная дискуссия, она развернулась относительно того, что Ислам запрещает увековечивать в образе людей. И здесь, конечно, никаких других интерпретаций быть не может. Ислам прямо запрещает памятники, скульптуры, все, что указывает на облики, на образы. И здесь это, подсылка к прямому политеизму, к язычеству, к приданию образам некого феномена сакрального, что, конечно, не приемлемо».

Можно было ли иначе почтить память великого богослова?

Я думаю, для этого есть много возможностей, для этого есть много формаций, форматов. Можно было поставить напоминание о нем в виде книги. Он был действительно человеком ученым. Одним из основателей современной татарской историографии, кстати говоря. Можно было сделать миниатюру мечети. Ну, то есть, вариаций очень много. Но, выбрали вот такой, не очень удачный, на самом деле. Даже, как бы, люди, которые далеки от исламской традиции, тоже отметили, что памятник, этот барельеф выглядит не очень эстетично.

Почему это произошло? Ну, понятное дело, Татарстан является в составе Российской Федерации Государством светским. Естественно, они руководствуются сугубо, как бы, светско–культурными параметрами. Но, в тоже время, на открытии памятника присутствовал муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, который бы мог до этого подсказать разработчика, организаторам этого дела о том, что Ислам, в принципе, запрещает такие вещи. Чтобы не было такой двусмысленности, которая происходит сейчас. Но, видимо политического веса Камиля Самигуллина не достаточно.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: