Заменяют ли налоги закят? Если нет, то почему? Кому платятся налоги и выдается закят? Об этом мы спросили имама-хатыба Московской Мемориальной мечети Асхата-хазрата Гиматдинова.
Асхат-хазрат Гиматдинов, имам-хатыб Московской мемориальной мечети: «Выплата налогов не заменяет и не отменяет Закят. Почему?
Во-первых, закят – это третий столп ислама. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам опирается на 5 столпах». Третий столп это выплата закята. Аллах говорит в Коране во многих аятах: «Читайте молитву и выплачивайте закят». Аллах говорит: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) бери из их богатства в качестве закята, тем самым ты очистишь их». Закят - это приближение к Аллаху, это поклонение, это столп ислама. Налоги – это то, что обязывает государство тебя выплачивать ему.
Кому дается закят
Во-вторых закят дается определенным категориям. Как говорит Аллах в суре «Ат Тауба» о 8 категориях: «Поистине, закят даётся:
-
неимущим (бедным, у которых ничего нет);
-
мискинам (те, которые сами не выплачивают закят, у кого нет нисаба (это минимальный достаток или имущество, с которого необходимо выплачивать закят));
-
«Гъамилина гъалейха» (тем, кто работают на сборах закята, например, фонды «Закят» работают и могут брать себе из этого имущества в качестве зарплаты);
-
«Муалламафати къулюбухум» (те, сердца которых близки к религии, к примеру, те, кто хотят приблизиться к религии, те, кто хотят принять ислам, приблизиться к исламу, приблизиться к религии Всевышнего Аллаха, чтобы поддержать их);
-
«Ликъаб» (это на выкуп раба, на сегодняшний день не актуально уже);
-
«Гъаримин» (это должники. На помощь им выплатить долги. Опять же какие долги? Долги не в бизнесе, как у меня порой спрашивают, а долги на жизненные необходимости. Например, человек должен оплатить квартиру, так как нет средств и т.п. Это жизненные необходимости);
-
«Фисабилилля» (на пути Всевышнего Аллаха);
-
«Нисабилли» (путнику, если он приехал с другого города, с другой страны, даже если у него дома там в другой стране есть богатства. Можно дать ему закят, чтобы он вернулся к своей семье. То есть, помочь ему так или снять гостиницу)»
То есть им дозволено давать закят. Мы знаем, что налоги не даются этим категориям
С третьей точки зрения у закята есть определение «нисаб». То есть грань, с которой ты даешь закят. Это то, сколько должно быть у человека накопленных средств, примерно не менее 85 грамм золота. Только тогда мусульманин обязан давать закят. И с этой суммы выплачивается фиксированный процент – 2,5%. В налогах там совсем другие проценты и ставки, измерения и требования.
С четвертой точки зрения налог не может заменять закят, почему? Потому, что налог выдается чем? Только деньгами. А закят выдается как деньгами (золото, серебро), так же товаром, так же скотиной (если даешь закят со скотины), пшеницы. Опять же, не только не только деньгами выдается.
История имама Навави с выплатой налога
Что такое налог? Налог – это когда из своего бизнеса или торговли человек отдает некий процент государству. На эти деньги должны строиться дороги, муниципальные здания и так далее. Если посмотреть с истории ислама, были ли налоги или нет, то мы говорим, что да, они были.
Если посмотреть на историю, когда правитель Аз-Захир, который воевал против татар. Не против нас, татаров булгарских, а именно против монголов. Когда были эти битвы и войны, то недостаточно было денег на тот момент в Шаме у государства, для того, чтобы купить одежду специальную, мечи, кольчугу и тогда правитель этот сказал, что нужно выплачивать налоги. И все учёные Шама подписали, кроме имама Ан-Науауи. Его не было на тот момент рядом. Когда он вернулся, пришел, то Захир сказал, чтобы он тоже поставил свою подпись под налоги. Сказал он этому кому? Великому учёному Мухиддину Ан-Науауи. Он ответил, что не поставит подпись потому, что у Захира есть тысяча рабов, у них есть драгоценности и так же, что у него есть более двухсот наложниц, у которых есть украшения. Науауи сказал, чтобы Захир продал эти вещи, то, что у него есть и на это он сможет обеспечить свое войско. У него такая точка зрения была. Но опять же, это нам дает понимание, что если бы у Захира не было бы его богатств вышеизложенных, то имам Науауи подписался бы под налоги. Собственно, это является доказательством. Поэтому налог, это не закят. Это две абсолютно разные вещи.