Док. фильмы Сердце со шрамом

Завтра была чеченская война… Сердце со шрамом

Юсуп Интишев из села Итум-Кали Чечни в Первую войну пошел добровольцем, но был ранен в самом начале кампании. После выздоровления столкнулся с разочарованием, которое постигло его в силу сложной обстановки и хаоса в республике. Он решил больше не брать в руки оружие. Даже когда Вторая чеченская кампания сама постучалась к нему в дом, он твердо стоял на том, что это не его война. Однако, это не уберегло Юсупа от тяжелого испытания.

Новейшая история Чечни – это, пожалуй, наиболее яркий пример того, как общество, одолевая и извлекая уроки из национальных катастроф, стремится к развитию, это закономерный, но печальный и болезненный путь. За ним всегда неотступно тянется кровавый след.

Эта история, как и многие другие, начинается с беззаботного юношества. Однако, ему было суждено оставить на своём жизненном пути не только излишний оптимизм, но и часть здоровья.

Его зовут Юсуп. Он житель села Итум Кали Чеченской республики. Это село находится вблизи от Российско-Грузинской границы. Он муэдзин местной мечети. Сегодня живет спокойной и размеренной жизнью, воспитывает детей, подаёт пример смирения и богобоязненности. И он согласился поведать нам о своей трагической судьбе. В которой, неизбежно есть ошибки и неоправданные надежды. Хотелось бы, чтобы наш зритель извлёк урок из этой истории.

Первая чеченская война

Как и многие чеченцы, Юсуп в первую кампанию, в составе добровольцев, решил встать на защиту Ичкерии. Концепция независимости была в те времена фундаментом, на котором базировалась вся национальная идея чеченского народа. Людей опьяняла сама мысль о том, что есть возможность проявить храбрость и силу духа. У чеченцев не было ничего, кроме того, что оставил после себя советский союз. Но было желание построить новое общество и государство на обломках крохотного клочка земли, которое долгие годы пренебрежительно именовалось «малой родиной». И вот, бывшие советские сослуживцы из разных регионов столкнулись лбами на ристалище, распростершемся по территории Чеченской республики.

Молодые, неопытные ополченцы, конечно не представляли грозной силы. В основном, отряды, собранные из ополчения, могли быть в достаточной степени эффективны, лишь когда возглавлялись бывшими кадровыми советскими офицерами, прошедшими Афганистан и Нагорный Карабах.

Что касается российской армии, то она в тот период так же была далеко не в самой лучшей форме. Собственно, это и стало одной из причин такой кровопролитности первых недель войны. Практически начисто отсутствующая подготовленность рядового состава с обеих сторон стоила больших жертв.

Трудно сказать, было это везением или роком, но Юсуп, один из многих нестреляных добровольцев Галанчожского полка, был ранен в первые же дни войны и вынужден демобилизоваться.

Отгремели пушки. После Хасавюртовского соглашения наступил новый этап. Этап реализации планов по строительству независимого государства. Но что-то пошло не так.

Начало второй чеченской войны

Период между двух воин вогнал в уныние огромное множество тех, кто питал надежды на исполнение заветной мечты. Чечня второй половины 90-х годов во многом начала обретать признаки «банановой республики». Послевоенная разруха, разгул преступности, безработица и многие другие проблемы разочаровали и окончательно разбили массовый романтизм. Потому, много тех, кто воевал в первую кампанию, решили держаться в стороне, когда началась вторая кампания. В межвоенный период Республика раздробилась на группировки. И это стало причиной того, что следующую войну большинство чеченцев уже не воспринимали, как народную.

Юсуп также решил не участвовать в боевых действиях. Он предпочёл остаться в границах своего села, ровно столько времени, сколько того позволяет обстановка.

Ситуация усугублялась день за днём. Горная местность вокруг Итум Кали в первые месяцы была под контролем боевиков. В этот период большая часть мирного населения близ грузинской границы ушли беженцами в приграничные грузинские сёла. Юсуп и небольшая группа молодых людей решили не покидать дома до последнего.

Что же касается мирного населения, то им приходилось наблюдать за тем, как с каждым днём людей вокруг становится всё меньше. Пустеют соседские дома, улицы, ежедневно грузовики выезжают из городов и сёл, вывозя пожитки.

Как бы Юсуп ни старался держаться в стороне от войны, она с каждым днём становилась ближе к его дому. Круг возможностей сужался. И когда военные оказались уже в пределах видимости, стало ясно, что пора покидать село. Хотя на самом деле, покинуть его следовало еще раньше. Ему пришлось заплатить высокую цену за нерасторопность.

Ранение

Еще функционировавшая шатойская больница принимала пострадавших. Однако несущая способность медучреждения была исчерпана. Обеспечение необходимыми медикаментами в военных условиях тоже было далеко от удовлетворительного. Доставленный в экстренном порядке человек с черепно-мозговой травмой не мог рассчитывать на должную помощь, учитывая и то, что он почти полностью потерял зрение.

Спустя какое-то время война добралась и до больницы. Этот эпизод мог навсегда перечеркнуть Юсупу пути к нормальной жизни. Но свято чтимые кавказцами кровные узы принесли свои плоды. Далеко не самая близкая родственница из соседнего села взяла на себя ношу выходить тяжело раненного Юсупа.

Затем последовало уже больничное лечение. К сожалению, вернуть всё забранное здоровье уже не получилось. Но, тем не менее, у Юсупа было главное – это его рассудок и вера.

Жизнь продолжилась после паузы. Следовало наверстать упущенное. И теперь, поняв и приняв всё, с чем он остался, Юсуп принялся осуществлять жизненные планы. Уже в третий раз женился и на текущий момент, как подобает кавказцу, обустраивает очаг.

Конечно, не всё идеально. Головные боли, метеочувствительность, почти полная слепота. Если хотите представить его зрение, то взгляните через тонированное разбитое стекло, которое еще и движется под разными углами.

Итум Калинская мечеть с давних пор была местом, которое Юсуп исправно посещал. А последние несколько лет он здесь проводит ненамного меньше времени, чем дома.

Посещение мечети и ежедневный пятикратный призыв к обязательной молитве – это основа его каждодневного жизненного цикла. Вокруг этого графика строится и вся остальная жизнь.

Конечно, Юсуп дорожит своим прошлым, ценит этот опыт. Ибо ему он обошелся очень дорого. Тем более, что ничего уже не изменишь, шрамы на теле и на сердце оставлены на всю жизнь. И они буду до последнего вздоха напоминать ему о том, какова цена здоровья и жизни.

Для регистрации в онлайн-академии «Медина», рекламу которой вы видели в этой передаче, пройдите по ссылке: https://medinaschool.org/

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: