Джихад русской литературы Док. фильмы

Чеченец, которого любил Рейган. Авторханов и «империя зла»

На весь XX век нашелся только один интеллектуал, который шагнул с советского Олимпа в Германию, а после нее не в расстрельный ров, а в самое сердце Америки. Чеченец, который указал миру, где спрятана игла бессмертия совдепа - Абдурахман Авторханов не просто изучил сталинскую империю изнутри, не только разобрал по косточкам ее механизм, но буквально обезвредил ее словами «империя зла». Рейган лишь процитировал его, похоронив СССР. Необычайная судьба чеченского таланта с берегов Терека, который, как нож сквозь масло, прошел через атеистический век с верой в то, что «с нами Аллах и победа».
«Джихад русской литературы» - проект Надежды Кеворковой о встрече русской литературы с исламом и мусульманами. Первый сезон (11 серий) заканчивается 1917 годом. Второй - с него начинается.

Авторханов: Почему чеченцы сравнивают себя с волками

Однажды я спросил деда, кто сильнее, волк или лев? Дед ответил, что, конечно, лев сильнее, но мы, нохчи, сравниваем себя не с сильным, а со смелым: лев идет только против тех, кто слабее его, а если его убивают, издает дикий крик. А волк идет и против тех, кто сильнее него, но если он при этом погибает, то погибает достойно и молча. Так и мы, нохчи, всегда воевали с противником сильнее себя, но умирали молча...

Авторханов. Мемуары 1983

Почему русская литература не призывала «зачистить дикарей» на Кавказе, как литература других колонизаторов?

Орхан Джемаль: "Интересно, что вот эти великие писатели «золотого века», которые взялись сказать правду о Кавказе - эта правда была совсем не та, которую ожидал услышать обыватель, потому что это же XIX век, всё проходит на фоне становления колониализма.

И вдруг оказалось, что человек из метрополии, приезжающий в колонию, совсем не обязательно должен говорить, что вот - дикари, которых нужно зачистить или не зачистить, что у него совершенно другое начинает отношение формироваться. Причем не только у русских.

Допустим, у британцев был Киплинг. У нас не дошли до такой "отчетливости киплинговских идей», но «эмоциональное отношение к противнику», к оппоненту, которое, конечно же, есть у Киплинга, оно у наших тоже очень остро проявлялось - у Пушкина, у Лермонтова, у Бестужева-Марлинского, у Толстого".

Авторханов о популярности Лермонтова

Мы знали, что царь сослал Лермонтова за вольнодумство к нам, на Кавказ, в виде наказания, а он, дерзкий и неумолимый, со своей родной страной прощался, как узник прощается с неволей, предвкушая блаженство свободы среди нас, на Кавказе

Мое личное увлечение Лермонтовым было так велико, что я начал думать, не попробовать ли писать по-чеченски стихи под Лермонтова.

Авторханов. Мемуары 1983

Кто первым сказал русским правду о них?

Орхан Джемаль: "Они, в общем, говорили некую правду: «А мы вот теперь вам говорим свою правду о Кавказе. Она для вас может быть немножко неожиданная». И так шло-шло-шло-шло, пока Кавказ сам не сказал: «А знаете что, ребята? Теперь стоп! А теперь мы скажем про вас правду!"

Именем моего народа русские матери пугали на Кавказе своих детей.

Авторханов. Мемуары 1983

Орхан Джемаль: "И вот, первая правда о русских, сказанная кавказцами – это, конечно, Авторханов. И поэтому он останется всегда таким вот великим писателем, великим Авторхановым. Это первый кавказский писатель, который сказал русским в лицо правду о них".

Авторханов об исторической ответственности русских

На русском народе лежит историческая ответственность за его прямо-таки сказочное терпение.

Во время войны власть перешла от клики Сталина к вооруженному русскому народу. Он сверг и уничтожил чужеземных тиранов, но сохранил своего тирана, да еще собственную победу приписал ему одному, первому дезертиру первого периода войны.

На берегах той реки Терек стоят два поселения: одно на правом берегу (с незапамятных времен) — это чеченский аул Jlaxa Неври, где я родился Бог весть когда, что-то между 1908 и 1910 годами.

Авторханов. Мемуары 1983

Учеба при советской власти

Абдурахман Авторханов поучился и в обычной сельской школе, и в мектебе, и в медресе, и на рабфаке. В 1927 году он поступил в лучший тогдашний вуз, который назывался Институт красной профессуры в Москве. В этом институте все главные политические бонзы читали лекции, встречались со студентами – Троцкий, Зиновьев, Сталин.

Абдурахману Авторханову эта политическая болтовня очень быстро надоела, и через год он вернулся в Грозный, чтобы получить реальное техническое образование в нефтяном институте.

Чем чеченцы навсегда вписали себя в историю

Акрам Муртазаев: "Для каждого народа, особенно для маленького, очень важен каждый гений. Вот каждый человек, вообще, чеченцы, если войдут в какую-то всемирную историю десять веков спустя, они войдут только тем, что они отстояли свою страну. Они победили гигантскую империю. Они сражались, они выстояли - это же неимоверное дело!

Мы были свидетелями той войны, когда произошло просто потрясающее чудо. Вот, как оказалось, человек, стоя на родной земле, может совершать просто гигантские поступки! Это не выдуманные 300 спартанцев, миф, неизвестно откуда взялся. Это реальная история".

„Абрек" — это чеченское слово, которое впервые вошло в русский язык со времени русско-кавказской войны.

Абрек, в чеченском понимании, — революционер-одиночка, который мстит чужеземной власти за ее несправедливость и жестокости против чеченского народа. С приходом советской власти абреческое движение направлено не вообще против власти, а исключительно против ее карательных органов и их представителей.

Авторханов. Мемуары 1983

Акрам Муртазаев: имя, которое обеспечило чеченцам место в мировой истории

Акрам Муртазаев: "Поэтому это останется всё. Ну и, останется Авторханов. Не останется же, вот, нынешний правитель Чечни… Да, он безусловно совершил тоже ряд выдающихся поступков, но это не Авторханов, это не та победа, которая была одержана в Грозном.

Это некий маяк, который помогает нации чувствовать себя большой. У каждого есть то же самое - узбеки, которые как бы мало читали Алишера Навои, но они его чтут. Почему-то меньше знают Улугбека, да? А тот был вообще гений, просто потрясающий".

Кавказ — страна вечных снегов его величавых гор, где к скале был прикован ревнитель народной свободы, враг тирании, герой греческой мифологии титан Прометеи.

Авторханов. Мемуары 1983

Акрам Муртазаев: "Есть Авиценна, правда, за него спорят многие народы - за это и спорят, за тот прожектор, который позволяет войти в историю. Авторханов - я думаю, что он безусловно глыба, и, может быть, придёт время, когда его будут изучать вообще не только дома, читать книги, а будут читать лекции, будут читать в университетах, я думаю, что и в московском университете тоже будут читать. Это вещь, которую надо знать, просто читать, даже хотя бы слышать про это.

Этот феномен называется «мозг». Это ум.

Ни у кого, ни у власовцев, ни у другого кого-то ума не было, а здесь был интеллект. Он материализовал его. Книга есть «Материализация головы» - вот она есть, она оставлена.

Ребята, изучайте. Не хотите? Останетесь дураками. Вот и всё.

Когда мы «зеваем» какого-то гения, мы оглупляемся. Выбросить из литературы Пушкина - это значит просто потерять половину себя. То же самое в политической мысли, в философской мысли. Авторахнов - человек, которого надо изучать, хоть раз прочитать.

Мы то читали это из-под полы, в спешке, быстро, вот как-то так, но сейчас-то можно читать это совершенно спокойно".

Царизм практиковал практику русификации, но ни одному царю не приходила в голову мысль денационализировать нерусские нации России, заставляя их поголовно изучать русский язык вместо родного языка.

Авторханов. Мемуары 1983

Авторханов и его партийная работа

Талантливого чеченского юношу заметило партийное начальство в 1929 году. Учиться ему не дали. Его бросили, как это называлось на языке того времени, на партийную работу в Чечне.

С начала 30-х Абдурахман написал четыре книги по истории Чечни и Грамматику чеченского языка.

С 1933 он снова в Москве, снова в Институте красной профессуры – и заканчивает историческое отделение. В 1937 он опять возвращается в Грозный. И его арестовывают на пять лет.

Как во время лекции Сталина упал его портрет

Саид Бицоев: "Абдурахман Авторханов изначально был человек, человеком той большевистской системы, который учился в Институте красной профессуры, вы знаете, и был вовлечен в процесс большевистского строительства в Москве. И даже встречался, не лично, но к нему на курсы, в институте красной профессуры, приезжал Сталин.

И была такая очень интересная история, которую он, по-моему в своей книге «История партократии» приводит он её, когда, появился этот маленький, неказистенький, рябой человек, а уже культ его начали создавать, а на доске повесили огромный портрет Сталина, и сидит там, у них стол президиума, за ними этот портрет, когда Сталин стал выступать этот портрет, сзади него, грохнулся.

То есть было такое ощущение какого-то трагизма предстоящего, мистическое что-то происходило, вот что в этом увидел Авторханов. И конечно же он был знаком с этим ближайшим окружением Сталина, с большевистским ареопагом и такими известными фамилиями. С ними он общался".

Сталин расщепил, подобно ядерному физику, человеческий эмбрион на его составные части, отбросил ненужный ему хлам — добродетель, — дав тем самым колоссальный разворот освобожденной отныне энергии злодейства.

Авторханов. Мемуары 1983

Переход Авторханова к нацистам

Саид Бицоев: "И естественно, наслушавшись их представлений о жизни и вернувшись в Чечено-Ингушетию, он позволял себе некие независимые оценки, по поводу того, что происходит в республике, что коллективизация проводится очень жестокими методами.

Большевики не знали чеченцев, Чечню, ингушей и Ингушетию, Дагестан.., естественно они везде действовали, такими, как «слон в посудной лавке»: «кто против, они.., кто против, кто не с нами - тот против нас», - и убивали. А кто возражает? В первую очень это интеллектуальные слои, это писатели.

Убивают или сажают, в лучшем случае, на 25 лет в лагеря. Магомед Мамакаев, Арби Мамакаев, Халид Ашаев - их можно бесконечно перечислять. Самые выдающиеся писатели свою молодость в тюрьмах провели.

Духовенство возражает, мол, зачем убивает людей? Как вы знаете, несмотря на созданный этот ореол тяжелый, что в Чечне убийство - страшный грех, убийство для нас в то время было очень таким необычным явлением. А когда приезжают чекисты, убивают десятки, сотни людей - естественно, у людей это вызывало отторжение.

И об этом Абдурахман Авторханов, как человек, который видит гораздо шире, чем другие, написал в газете «Правда» статью.

Абдурахман Авторханов пишет статью, о жестоких и неразумных методах коллективизации в Чечено-Ингушетии, во время которых, уничтожается цвет народа, - погибло три с половиной тысячи представителей духовенства.

Когда статья вышла, его вызывают в Кремль, потому что он студент Института красной профессуры.

Приходит такой юнец девятнадцати лет, розовощекий, маленького роста, ему говорят, а где твой папа? Он говорит: «А зачем вам мой папа?» Ну, говорят, автор статьи кто? Говорит, приведи автора статьи. Он говорит: «Я и есть автор статьи».

У тех глаза на лоб: «Это что, вы написали? Это же, - говорят, - взгляд взрослого такого, разумного, человека». «Да, это я написал, потому что я там живу, я знаю что там происходит». Ну, они поняли, что человек просто вот так впопыхах, по молодости это написал, пожурили его немножко: «Мальчик, больше не балуйся», и отпустили, не стали его сажать в тюрьму.

Он вернулся и стал продолжать, то же самое, то есть критиковать методы действия большевиков, которые не понимали, не желали понимать и немножко высокомерно относились к глубоким народным традициям, устоям, к каким-то религиозным особенностям этих людей.

В результате возникали конфликты. Авторханов еще раз написал, его посадили в тюрьму. Он побыл несколько лет, его выпустили, потому что окружение, вся интеллигенция Чечено-Ингушетии его знали, его уважали - выпустили. Второй раз он вышел, он не сдается, он хоть и молодой, хоть и такой немощный, но дух у него был очень силён, у него был очень мощный интеллект.

Он не терпел то, что приходят эти представители большевиков. Ведь Кремль не понимает, что происходит на местах. А эти люди страшно пили. Я знаю просто очень много этих историй, которые рассказывали.

Как прокурор республики - я не помню его фамилии, Юсин или Юсик, пьяный, с револьвером, заскочил в театр и говорит сидящему в бельэтаже главному судье республики «Вон отсюда!» и нецензурное слово использует. И тот тоже, достает наган, на него наставляет…

Ну то есть такие возникали действия из-за того, что, большевики, не очень понимали, что там происходит. И Авторханов был на острие вот всех этих процессов, в силу чего он и попадал время от времени под жернова НКВДшной системы.

После двух отсидок на третий раз его судил дагестанец по фамилии Мусаев - я даже запомнил его фамилию. Этот человек проявил недюжинную смелость, отвагу и мужество, выпустил Авторханова, и сказал: «Мальчик, я тебя отпускаю, но беги отсюда, куда хочешь, потому что в следующий раз тебя просто расстреляют!»

И он понял, что в этой системе ему не место, ему не жить, он не умещается в этой системе. И чтобы спасти себя лично, уберечь свою родню от преследования, он счёл за благо перейти на сторону фашистов, и ушёл на Запад.

Конечно же, это был протест против Сталина, против сталинской идеологии, против сталинской страшной системы, которую он построил на 1/6 части земли. Поэтому Авторханов, уйдя туда, и дальше стал заниматься своей публицистической расследовательской деятельностью".

Чтобы обуздать волчьи нравы человека, надо надеть на него, так сказать, железный намордник и приковать его пожизненно цепью к сверхмощному абсолютистскому государству. Такое государство Гоббс и называет „Левиафаном". Первое английское издание „Левиафана" было иллюстрировано пророческой символикой: на титульной странице изображен великан в одежде из роя людишек, в его правой руке —меч завоевателя, в левой - посох проповедника, на голове — корона, над которой - эпиграф из книги Иова: „Никакая власть на земле не сравнима с ним.

Авторханов. Мемуары 1983

Империя Зла

Саид Бицоев: "По сути дела, он является первым в мире известным историком, критиком сталинизма. Это ему принадлежит лозунг «империя зла», имея в виду сталинский режим. Мы сегодня со всем этим согласились, мы всё это признаём, а Авторханов это в сороковые годы, аж в тридцатые годы, начал этим заниматься. По большому счёту его надо было бы конечно же реабилитировать, его надо было бы даже изучать в школах.

Реабилитировать.., да, политически реабилитирован, но вот в научных кругах нет о нём, его не цитируют, его работы не преподают, только диссиденты знают, и знают ученые, о том, какую роль, огромную, в критике сталинизма, и на то, чтобы раскрыть Западу глаза на то, что делал Сталин в СССР, в России, как он губит народы России, как он стравливает народы России - об этом Абдурахман Авторханов рассказал всему миру.

В этом его роль, конечно. Он написал огромное количество книг, он был очень плодовит, как всякий гений, начиная с книги «Народоубийство в Чечено-Ингушетии», дальше «История партократии», дальше «Технология власти».

«Технология власти» - это гениальное произведение. Вот этот режим, который выдуман Сталиным, чтобы держать в ежовых рукавицах всё население, держать его в страхе, и какими методами, какими методологиями он осуществлял свою власть - обо всём этом у Авторханова есть в его произведениях.

Действительно, сегодня, благодаря в том числе и Авторханову, о чеченцах говорят в мире. И я помню, в 1984-ом году, когда вышла статья в «Известиях», ещё продолжали шельмование этого ученого, и пишут: «Абдурахман Авторахнов, западный ученый», в скобках - «кстати, он из Чечено-Ингушетии».

Я помню эту историю, и как-то всегда подчёркивали его национальную принадлежность, и благодаря ему весь мир узнал о трагедии чеченцев в 44-ом году, о трагедии кавказских народов, которые были депортированы в Среднюю Азию".

Рональд Рейган об Авторханове

Саид Бицоев: "Когда Рональд Рейган пришел к власти, ему журналисты задают вопрос: «Кто ваш любимый актер, кто ваш любимый писатель, кто ваш любимый певец?» Он, насколько я помню, назвал: любимый певец - это Френк Синатра, любимый актер - назвал Марлона Брандо, «любимый писатель» - это Абдурахман Авторханов. Сказал Рональд Рейган!

Почему? Потому что он читал все его произведения. Ему нравился его стиль, его взгляд на вещи, его свободолюбие, его независимость мышления, его незашоренность, его умение анализировать мировые процессы. И Рейган, в какой-то степени, смотрел на идеологию большевиков сквозь призму точки зрения Абдурахмана Авторханова. Я думаю что так.

И знаменитое выражение, я еще раз повторяюсь, «империя зла» - придумано было Абдурахманом Авторхановым в его книге «Технология власти». Впервые задолго до самого Рональда Рейгана, который это потом повторил, после того как, по приказу Андропова, сбили пассажирский Боинг южно-корейской авиакомпании, в котором летело около полутысячи человек, над Тихим океаном, и все люди погибли. После этого наш страну назвали «империей зла».

Так что, роль Авторханова, в развенчании культа Сталина, она велика.

Да, такая центральная, известная улица имени Абдурахмана, но он заслуживает гораздо большего, конечно, но улицу назвали, слава Богу".

Судьба семьи Авторханова в СССР

Саид Бицоев: "Мне кажется, из двух его дочерей одна ещё жива. Я застал их, и две дочери были не такие старенькие, и даже жена его была жива, которых он оставил. Он не мог их с собой забрать, понимая, что по дороге, при переходе линии, он может погибнуть, он двух маленьких девочек и жену не забрал, он их оставил.

И они выжили, и они выросли, и в 90-е годы я их застал. Я с ними встречался, и жена показывала его письмо, которое Абдурахман с Запада прислал, в советские времена. Он перед ней провинился. Он извинялся, что испортил ей жизнь: "Если б ты вышла замуж, ты, может быть, нашла бы себе другое счастье, прости меня, если ты можешь, я сам прощаю всё между нами, были моменты…"

Такое трогательное письмо написал жене, такое очень душевное, искреннее письмо написал. Было видно, что он не просто такой маститый историк, аналитик, но и как человек - очень достойный человек был, очень достойный, он очень достойно прошел…

И к счастью, я об этом писал в газете «Московский комсомолец», я писал об этом в газете «Новые известия»: что ни в одном документе немецком, в немецких архивах - своим мы здесь не доверяем, потому что ради черного пиара тут всё что угодно сочиняют, разные псевдо-историки - но у немецких истериков есть легионы, северо-кавказские, южно-кавказские, казацкие, русские, - все регионы, легионы, в которых сотни людей, которые перешли на сторону Гитлера против Сталина.

Но в них нет ни одного ни батальона, ни полка, ни роты, ни взвода, ни отделения - под названием «чеченский». Чеченцам претит предательство".

Как Авторханов к немцам попал?

Авторханов подробно объяснил и описал, как он оказался у немцев.

Партийное начальство решило в начале войны заслать его к немцам в тыл с диверсионным заданием. Он должен был убить Хасана Исраилова, который еще в 1940 году поднял общечеченское восстание. Проблема была в том, Хасан Исраилов был другом детства Авторханова.

В Берлине он составлял обзоры кавказской истории. В апреле 45 он ушел в американскую зону. Он вел программы на радио, читал лекции в США, жил в Мюнхене, издал свои знаменитые книги «Технология власти», «История партократии», «Заговор Берии» и «Мемуары».

Советская пропаганда компромата на него не нашла. А вот в России в 2015 году взяли и запретили его книгу «Империя Кремля»

Шамиль Султанов об Авторханове

Авторханов - на самом деле он же как личность — вот это тоже очень интересный момент - он же был самым высокопоставленным чеченским функционером партийной системы Советского союза в 30 годы вплоть до своего ухода на ту сторону, то есть он сделал карьеру в Советском союзе не как чеченец, а как умный партократ, как умный бюрократ.

Он гениальный человек, очень хорошо знает историю, он не маргинал, он предвидел то, что возможно будет происходить, поскольку он следил за этим делом, и поэтому он перешел на ту сторону. Он умный человек, но он прежде всего умный человек, во вторую очередь он был советским человеком и только в третью очередь он был чеченцем.

Люди по-разному писали о поколениях XX века. Одни писали о „потерянном поколении", другие об „обреченном поколении", но я свое поколение назвал бы „бездумным поколением идолопоклонников" и „детьми обманутых отцов". Мы поклонялись фальшивым богам, и они нас обманули.

Авторханов. Мемуары. 1983

Существует разрыв между Авторхановым и чеченским компонентом в нем, который начал проявляться в 90 годы, в конце 80-90 годах. А так он выступал как один из интеллектуальных лидеров антисоветской оппозиции на Западе. И действительно, его книги посвящены критике советской системы, политической системы, они очень интересны, там раскрываются такие правила игры, которые ни Солженицын, ни какие-то другие писатели или исследователи не открывали.

Авторханов: во что Сталин превратил русских

Русского человека, верующего в Бога, чтящего исторические святыни и национальные идеалы, сталинский режим перековал в “советского человека” – в ханжу и хама, – не верующего ни в какие идеалы - ни в небесные, ни в земные...

Авторханов. Мемуары. 1983

Это человек, который изнутри все это знал. Его книга “Технология власти” - я считаю, что любой политик, который занимается политикой даже сейчас, ее должен освоить. “Технология власти” - это классика, она будут существовать и она будет еще нужна там через 50 лет, потому что он говорит о соотношении между универсальными и конкретными правилами игры на примере Советского союза, поэтому это интеллектуал прежде всего, а не чеченец.

Американцы в этом смысле очень талантливые люди - они так сказать подбирают всех талантливых людей, ищут чтобы советоваться с ними в отличие от нас, поэтому примеров можно много привести - то что касается Ирана и Польши там и так далее.

Меня доконают страдания за судьбу нашей многострадальной Родины. Я боюсь, что Чечня перестанет существовать. Идеология этой империи -амальгама воинствующего великодержавного русского шовинизма.

Из письма Авторханова от 8.10.1994

Авторханов, чеченцы и русские

Авторханов с тревогой и болью следил за тем, что происходит на родине, в Чечне. Конечно, он видел, как любая искра любого конфликта успешно и умело разжигается между кавказскими народами. все искры конфликтов между кавказскими народами. Он обращался к Ельцину с предостережением против начала войны в Чечне. Предостережение услышано не было.

Авторханов умер 30 апреля 1997 года, дожив до хасавюртовских соглашений. В Грозном есть улица его имени.

Наш враг - не русский народ, наш враг - российский империализм, который готов на любые авантюры против бывших колониальных народов, лишь бы отвлечь внимание от своих внутренних чудовищных нерешенных проблем.

Из письма Авторханова от 8.10.1994

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: