Интервью Точка зрения

Кораниты – вредная секта или иностранные агенты? Шейх д-р Бади аль-Ляххам

На протяжении последних 10 лет мы наблюдаем, как секта коранитов активизировала свою деятельность в разных частях исламского мира. Об истоках появления, этапах развития идей т.н. коранизма, заблуждениях и методах противодействия этому течению, подробно рассказывает декан шариатского факультета Дамасского университета, доктор хадисоведения Бади аль-Ляххам.

Содержимое

Кто такие кораниты

До того как говорить об истории возникновения течения коранитов, необходимо упомянуть о словах посланника Аллаха , предупреждающих нас о них и их заблуждении. Данный хадис говорил о недалеком будущем, что являлось одним из чудес пророка Мухаммада .

В хадисе сахих, который приводится в суннан Абу Дауда, Пророк сообщил, что придет время, когда человек лежа на боку сытым на диване будет говорить: «Придерживайтесь Корана, то, что вы найдете в нем разрешенным, то считайте разрешенным, а то, что вы найдете в нем запретным, то и считайте запретным». В данном изречении Посланник указал на тех кто будет утверждать, что религия опирается только на Коран, а Сунна отношения к Исламу не имеет. Он разъяснил, что они заблуждаются в важности понимания Сунны, ведь то, что запретил Пророк ﷺ — это все равно, что запретил Всевышний. То, что повелел Пророк ﷺ — это все равно, что повелел Аллах. Здесь аргументы очевидны. В Коране Всевышний сказал: «Он не говорит по прихоти. Это - всего лишь внушаемое ему откровение» (Сура Ан-Наджм (Звезда), 3-4 аяты). То есть мы должны понимать, что все то, что говорит Пророк ﷺ — это откровение и мы обязаны следовать за ним.

История коранитов

Возникновение течения, так называемых «коранитов» в истории Ислама было ранним. Вероятнее всего это произошло в век после жизни сподвижников Пророка , появились такие люди, которые говорили, что Ислам — это то, что пришло в Священном Коране и мы обязаны выполнять только то, что сказано в Коране. И среди первых, кто выступил против этих людей и выявил ошибочность их утверждений, доказательств и раскрыл их ошибки был имам Аш-Шафии. Одна из первых книг, которая дошла до нас по основам мусульманского права — книга «Ар Рисаля» (с арабского «Послание»). В ней имам Аш-Шафии изложил длинный монолог в споре с коранитами. Об этом течении имам аш-Шафии также говорит в другой своей книге, он во многих местах упоминает доказательность силы и статуса Сунны. В книге Ар Рисаля аш-Шафии значительную часть труда посвятил Сунне и ее позиции в нормотворчестве, и дал жесткий отпор оппонентам.

Несколько позже примерно в 5 веком по хиджре имам аль Байхаки также встретил общину людей похожих по своим убеждениям на людей, которые встретил имам Аш Шафии. Имам аль Байхаки также опроверг доводы коранитов словами имама аш Шафии и еще добавил свои доводы, сведения об этом мы находим в его книге «Ma’rifat As-Sunan Wal-Āthār», в ней он также приводит множество аргументов опровержения данной секты.

В 10 веке по хиджре в Египте появляется группа людей, которая придерживалась идей коранитов, против них с порицанием поднялись местные ученые, с опровержением идей этой секты выступил имам Джаляль-ад-Дин ас-Суюты, который построил свои доводы на доводах имама аш-Шафии и имама аль-Байхаки (да смилостивится над ними Аллах) и также добавил свои аргументы. Все это он упомянул в своем труде «Мифтах аль Джанна филь ихтаджаджь би Сунна» - это очень ценная книга в ней автор опровергает заблуждения на которых также основываются и современные кораниты.

Распространение секты в эпоху колониализма

В эпоху колониализма Британия начала захватывать страны исламского мира, среди которых были Индия, Ирак, Пакистан, Египет и некоторые другие страны. Англичане пришли к мнению, что самый простой способ контроля над мусульманами возможен путем провоцирования сомнений и смуты внутри мусульманской общины.

К сожалению, в то время нашлись люди, которые хотели прославиться чуждыми исламской доктрине идеями. Естественно, колонизаторы всевозможными путями пытались склонить их в свою сторону, для достижения своих коварных целей. Таким образом в современную эпоху первая группа противников Сунны Пророка , которая была основана не без помощи вмешательства англичан, появилась в конце 19 начале 20-х веков в Индии. Ее быстрым распространением признания способствовали появившиеся в то время СМИ. Были созданы идеальные условия для широкомасштабного распространения этих ложных идей.

Англичане не остановились только на основаниях данного вредоносного течения, одержимого искоренением Сунны, они также предприняли попытки создания далеких от Ислама течений и сект, например, как ахмадия или кадияние. Они стремились создать ряд сект, которые бы противоречили друг другу и враждовали между собой. В этой области англичане добились больших успехов в Индии.

Чуть позже в Египте появляется, так называемый, доктор Тауфик Сидки, он не был религиозным ученым, а был врачом, тем не менее Тауфик относил себя к мусульманским мыслителям. Он написал сборник статей под названием «Ислам — это только Коран». Эти тексты напечатали в газетах, естественно, египетские религиозные ученые подвергли критике его тезисы, из статьей Тауфика стало понятно, что он отвергает некоторые из видов поклонения, которые есть в религии Ислам, по причине того, что он полагается только на Священный Коран, а Сунна якобы не имеет основы. Такова история развития данной секты коранитов.

Кораниты в современную эпоху

Какое-то время кораниты успокоились и их не было слышно, однако на протяжении последних 10 лет можно наблюдать, как данное течение появляется вновь в разных частях исламского мира. Вы найдете последователей коранитов в Индонезии, Малайзии, Индии, России, Казахстане и т.д.

Что касается в целом арабского мира, то там также есть лица, которые выдвигают эти идеи и стараются акцентировать на себе внимание. Также кораниты начали проявлять активность в некоторых европейских странах, имея в своем арсенале множество интернет сайтов.

Эти дурные идеи распространяются словно болезнь не находя препятствия на своем пути. Это усугубляет существующие трудности мусульман и их разобщенность в остальном исламском мире. Работа этих сект направлена на то, чтобы отвлечь мусульман от основных проблем и более важных дел.

Крайности сект

В исламском мире существуют и другие сектантские течения, например, на противоположной от коранитов стороне — все они колеблются между крайностью и бездействием, есть группа людей, которые проявляют чрезмерность в Сунне, доводя ее до статуса фард (обязательной), есть те, кто усердствуют в выполнении определенной части сунны, проявляя халатность в отношении другой части сунны.

Это проявления чрезмерности и халатности порождают спор и рознь между мусульманами. Колонизаторы используют все эти возможности, в том числе, они использовали некоторых выходцев из арабских стран, тех кто имел светское образование и не имел профессионального религиозного образования. Эти люди изучили Ислам самостоятельно и возвращаясь к себе на родину прикреплялись к местным арабским центрам, и становились там проповедниками, они впитали в себя некоторые заблуждения.

Заблуждения коранитов

Самое распространенное заблуждение которого придерживаются кораниты — это вырывание аятов Корана из контекста. Так в Коране сказано: «Мы ничего не упустили в Писании» (сура 6. Скот, 38-й аят), под словом «Писание» кораниты подразумевают Священный Коран, говоря, что Всевышний Аллах не оставил ничего чего Он не оговорил в Коране, все, что говорится о нашей религии, все это упоминается в Коране и больше ничего не надо. Из этого понимается, что данная секта следует методу разрыва текста Корана. Если рассмотреть весь аят полностью, то можно увидеть, что данный аят повествует о классификации созданий и под «Писанием» подразумевается не Коран, а «Ляух аль Махфуз» (с арабского «Хранимая Скрижаль»), это значит, что все виды создания запечатлены не в Коране, а в Хранимой Скрижали. Это и есть смысл этой части аята «Мы ничего не упустили в Писании».

Если продолжить данную дискуссию с коранитами и предположить, что в данном аяте речь идет о Священном Коране, тогда, что скажут кораниты о том аяте, в котором Всевышний Аллах обязывает следовать Пророку Мухаммаду . Аллах сказал: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано...» (сура 16, Пчёлы, 44-й аят.), следовательно миссия пророка является разъяснение Священного Писания.

Если основываться на жестком правиле коранитов «следуйте только тому, что пришло в Коране», а также на их интерпретацию аята «Мы ничего не упустили в Писании», то тогда они обязаны следовать за предыдущим аятом указывающим на обязательность следовать пророку Мухаммаду . Также этот смысл усиливает следующий аят: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику...» (сура 4, Женщины, 59-й аят), слово «повинуйтесь» пришло в виде глагола повелительного наклонения, как известно, глагол повелительного наклонения — это глагол, который принуждает к выполнению действия. Из этого следует, что мы должны повиноваться Посланнику Аллаха , согласно Священному Корану и естественно повиноваться Всевышнему в том, что Он ниспослал своему Посланнику  в Писании. Приведенные доводы являются основными и достаточными для рассеивания сомнений. Заблуждения коранитов основаны на вырывании аятов из контекста Корана и на неправильной методологии толкования Корана.

Что касается мусульман, то мусульманам необходимо в первую очередь знать о методологии толкования Корана. Из важных принципов толкования методологии Корана является метод понимания «всех аятов Корана», а не вырывания определенных отрывков. Коран представляет собой одну целую тематическую конструкцию и разрыв данной конструкции приводит к неправильному пониманию священных текстов.

Положения коранитов, отвергающих Сунну

Для решения данного вопроса можно обратиться к Сунне Пророка , в достоверном хадисе упоминается, что к одному из домов жен Пророка пришли трое мужчин и спросили о тайном поклонении Посланника Аллаха , скрытом от людей. И после того, как одна из жен пророка сообщила им об этом, один из них сказал, что он станет поститься и не будет разговляться, второй сказал, что он полностью посвятит себя поклонению — будет сторониться женщин и никогда не жениться, третий сказал, что будет выстаивать в молитве все ночи напролет. Когда пришел пророк Мухаммад и ему сообщили о тех трех и о том, что они сказали, он собрал людей и сказал «некоторые люди из моей уммы (общины) говорят то-то и то-то», упомянув слова тех мужчин, «но, что касается меня то я пощусь, но и разговляюсь, женюсь на женщинах, молюсь по ночам, но и сплю, а кто избегает моей Сунны тот не из нас». Эти слова касаются Сунны пророка , в его поклонении Всевышнему Аллаху.

Если вопрос касается общего нормотворчетсва с которым пришел пророк Мухаммад , то Всевышний Аллах в Коране дает прямые указания людям последовать за пророком Мухаммадом , говоря «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику...» (сура 4, Женщины, 59-й аят), если мы будем лишь повиноваться Всевышнему и не будем повиноваться пророку Мухаммаду , то тогда получается, что мы не выполняем часть коранического аята, из этого следует, что повиновение пророку Мухаммаду является обязательным, также как и повиновение Всевышнему. Посланник Аллаха , сказал: «кто не будет следовать моей Сунне (то есть, не будет применять пророческий метод) — тот не из нас», не из нас имеется в виду не следует нашей религии, это и есть позиция Ислама в отношении тех, кто отвергает Сунну Пророка Мухаммада .

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: