Интервью Точка зрения

К чему может привести политика Макрона и конфронтация с Турцией?

К чему может привести политика Макрона и конфронтация с Турцией? На этот вопрос отвечает главный редактор журнала «Поистине», политолог Руслан Айсин.

Содержимое

История антиисламской политики Франции

Франция не впервой попадает в такой религиозный скандал. Дело в том, что Париж всегда был очень негативно настроен по отношению к любой религиозности. Начиная еще с раннего Средневековья, когда в Клермоне был объявлен крестовый поход в 1095 году со стороны Папы, к чему впоследствии привели не только мусульманские погромы в Иерусалиме, в Палестине, но и еврейские погромы, кстати, тоже в самой Франции, и по пути следования крестоносцев. Этому активно способствовал, благоприятствовал, потакал известный французский король Филипп Красивый.

Это времена и дела давно минувших дней, тысячелетняя история. Но всего чуть более 100 лет назад мы помним, как развивалось дело Дрейфуса, антиеврейская истерия во Франции поднялась на волне якобы предательства одного из офицеров генерального штаба. Ну и во всем традиционно обвинили евреев.

Сейчас евреев во всем обвинить достаточно тяжело, дело очень опасное и с имиджевой и с политической, и с уголовной точек зрения. Поэтому Франция, французские элиты избрали мишенью для своих политических атак ислам.

Приход Макрона и изменение политики

Дело в том, что Макрон, который пришел на волне кризиса, французской политической идентичности, потому что он позицинировал себя как центрист, ни правый, ни левый, спустя вот 3 года, которые прошли со времени его избрания, очевидно, что ему нужно определиться, что называется. И для этого он решил пересобрать французскую национальную идентичность, подсобрать политическую традицию Франции, которая негативно относится к религиозности, особенно, к исламу последние 100 лет. И решил наброситься на ислам.

Для нас очевидно, что и редакция известного, скандально известного журнала Charlie Hebdo – это просто сборище представителей французских спецслужбистких провокаторов, которые сознательно нагоняют истерию, поднимают градус ненависти к исламу, всячески провоцируют на то, чтобы французы негативно относились к мусульманам, и чтобы мусульмане, естественно, в ответ на святотатство, на вот эти вот гнусные карикатуры, дали свой ответ.

Зачем Макрон обостряет ситуацию?

Здесь ясно, как Божий день, что эти провокации считываются, и у этих провокаторов есть хозяева, есть планировщики, есть идеологи. Почему же, опять-таки, Макрон выбрал вот это вот время для того, чтобы обострить отношения с исламом? Как я уже сказал, Франция нуждается в пересборке. Французы как политическая нация хотят себя пересобрать, пытаются себя найти в геополитическом, экзистенциальном смысле. Они хотят чувствовать себя центрами мира. Конечно, для того, чтобы чувствовать себя центром мира, нужно бросить вызов. Но кому бросить вызов? Соединенным Штатам невозможно, Германии, в общем, тоже – пытались, не получилось. Понятное, что обратно попытаться войти на антиеврейской антисемитской истерии невозможно. И с Россией вроде как отношения не совсем плохие, тоже не охота их сильно портить. Поэтому вот Макрон избрал мишенью своих гнусных атак ислам.

Но в лице ислама ближе всего Турцию. Потому что с Турцией у них есть несколько столкновений на геополитической карте. Это Ливия, это Ливан, это Средиземноморье и это, конечно же, Карабах, где Франция выступает соратником и коспонсором армянского режима. Но через вот эти вот геополитические игры Макрон фактически запустил гранату, скажем так, такую в межцивилизационный диалог.

Долго ли протянется противостояние между Турцией и Францией?

Возникает вопрос: долго ли протянется вот это вот противостояние между Турцией и Францией? И есть ли выход на некую согласительную позицию, что ли, на некий компромисс? Конечно, рано или поздно войны прекращаются, и начинается процесс мирного урегулирования. Но, однако ж, я думаю, что если даже Турция как государство пойдет на потепление отношений с Францией, и Франция пойдет на уступки, и попросит извинения, то все равно осадок то останется. Все равно французские элиты будут подогревать, будут всячески притеснять ислам. Они все это обосновывают некими ценностями свободного мира, свободой слова, секуляризмом, который французское общество, французские интеллектуалы приветствуют вот уже более 200 лет.

Французские секуляристы и колонизаторская история

Но агрессивный секуляризм и свободы человека, свобода слова не должны расходиться. Но здесь они явным образом расходятся, когда под флагом секуляризма фактически притесняется ислам, сознательно оскорбляется Пророк ﷺ, сознательно культивируется вот эта вот ненависть, агрессия по отношению к мусульманам. Где же здесь равноправие и демократия? Получается, что демократия там, где говорит или где вещает французская элита, а французская элита, как мы понимаем, насквозь антиисламски настроена.

Вот говорят, мигранты понаехали во Францию. Но здесь давайте нажмем на паузу и отмотаем историческую ленту назад. И посмотрим, что это Франция вторглась в мусульманские страны, это Франция колонизировала их, это Франция активно завозила мусульман во Францию. Это Франция попросила мусульман, своих подданных, колониальных, защитить ее и встать под ружье во время Первой мировой войны, во время Второй мировой войны. И эти люди защитили Францию, искренне считая, что она является и будет домом для них и для их детей и внуков.

Но сейчас, по прошествии стольких лет, конечно, историческая память где-то замыливается, где-то стирается, и французские демагоги говорят о том, что это они «понаехали», что не Франция колонизовала их, не Франция призывала их под свои знамена, не Франция просила их помочь, а это они, видишь ли. Лишь всего 50 лет назад Франция ушла из Алжира, которая была его колонией, Франция выкачивала ресурсы из этих стран, убивала безвинных людей – в Алжире погибло порядка 2000000 людей. И мы знаем, как многие офицеры французской армии слали весточки, письма к себе домой, где хвастались, что убили столько-то мавров. И это Франция, которая считает себя витриной мультикультурализма и свободы мысли.

Необходимость для Франции в переосмыслении ценностей

Французское общество, конечно, необходимо пересобрать. Но оно должно пересобраться на новых ценностях, на новых идеалах. Эти идеалы не должны противоречить той триаде ценностной, которая является как бы центром французского мироощущения, свободы, равенства братства.

Так вот братства во Франции нет, свободы, как мы видим, тоже нет. Она есть для некоторых, для небольшой группы людей. И тем более, нет равенства. Так может Макрону и его приспешникам стоит переосмыслить эту ценностную триаду и перестать накатывать на ислам?

Дело в том, что ислам – это не просто религия, это цивилизация, это система ценностей, это мироощущения 2 миллиардов людей, и считаться с ними Франции придется, сколь велика бы, сколь исторически значимая ни была бы Франция, но ислам это сила, с которой считаются абсолютно все.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: