За и против Интервью

Профессор-мусульманин о российской школе. За и против

В этом выпуске программы «За и против» обсуждаются проблемы и состояние школ в современной России. В качестве успешного примера приводится образовательная система Финляндии. Проводится сравнительный анализ российской и финской систем образования. Гость – профессор МГУ, доктор филологических наук Ашик-Саид Конурбаев, в беседе с ведущим Хамзатом Наврузовым, затрагивает проблемы с которыми ему приходится сталкиваться и предлагает ряд альтернативных подходов, которые способны существенно улучшить качество российского образования.

Учебный год начался, а это повод поговорить об отечественной системе образования. А для того, чтобы понять, насколько наша школьная система образования конкурентна в мире, необходимо сравнение. Сравнивать мы сегодня будем российскую систему школьного образования с финской образовательной системой, о которой в последние годы говорят много хорошего.

Финская система образования

Система образования Финляндии признана лучшей в мире согласно глобальному рейтингу Economist Intelligence Unit и это неслучайно, ведь еще 40 лет назад там были реализованы крупнейшие реформы в сфере образования. С тех пор школьная система страны постоянно находится в верхней части международных рейтингов. В чем причина успеха? Все очень просто – они отказались от централизованной модели, принятых в большинстве стран западного мира. А у нас несмотря на гигантские финансовые вливания большой шум относительно инновации и реформ, российское общество честно осознает, что с нашим образованием, мягко говоря, не все в порядке. Итак, давайте обратимся к инфографике, которая нам покажет российскую и финскую систему образования в цифрах:

  • Финляндия на 1000 детей школьного возраста только 1,12 не посещают школу, занимая при этом 145 место в мире. В России данный показатель составляет 1,53, занимая 134 место.
  • Фины тратят на образование 6,84% ВВП и занимая 17-е место в мире. В России данный показатель составляет 4,1% занимая 76-е место.
  • В начальной школе на одного финского учителя приходится 13,67 детей, на одного российского 18. В старшей 9,5 в Финляндии, в России данный показатель составляет 8,47.
  • В ВУЗы поступает 70,4% выпускников финских школ, занимая при этом 1 место в мире, в России данный показатель составляет порядка 64%, с 5-м местом.
  • При этом финские школьники в возрасте 10 лет в среднем учатся по 684 часа в год, российские учатся по 893 часа.

И надо понимать, что уровень технического оснащения российских школ, подготовка преподавателей в соответствии с современными требованиями и методиками не идет ни в каком сравнении с Финским.

Применим ли опыт Финляндии в нашей стране? Какие перспективы ждут нашу систему образования? Обо всем этом мы поговорим сегодня с нашим гостем – доктором филологическим наук, профессором Ашик-Саидом Конурбаевым.

Российская система образования сегодня

Пожалуй, начну с общего вопроса, в каком сегодня состоянии находится российская система образования и какое место вы ей отводите в общемировом рейтинге?

Судить об общей системе российского образования я могу только с позиции тех студентов, которые приходят ко мне учиться. Условно говоря, если я вижу, что начальный уровень студентов невысок, у меня есть претензии к системе, которая их подготовила до сих пор. Я могу сравнивать, я могу сказать, что те студенты, которые приходят сегодня учиться в университет, они слабее, чем те, которые приходили в университет лет 17-18 назад. Они слабее, они менее начитаны, менее эрудированы, они не плохо говорят, но разговор у них основан на просмотре тысяч передач различных ток-шоу, на желании и умении высказать свою точку зрения и позицию, хотя очень часто фактов там нет, имен там нет, цитат там нет, афоризмов там нет.

Знания скорее носят поверхностный характер?

Поверхностный характер. Я думаю, что, скорее всего, винить здесь нужно не школу, а винить нужно семью, в первую очередь. Потому, что, если посмотреть правде в глаза, я все-таки считаю, что хорошее образование оно в семье потому, что воспитание и образование вещи неразрывные. На сегодняшний день возникает вопрос – у нас школа сегодня воспитывает или она просто делится информацией? Я так скажу, если некоторые школы воспитывают, большинство все-таки не воспитывают, а занимаются либо просвещением, либо инструктажем, пытаясь заполнить информационное пространство детей, нужными с их точки зрения фактами, данными, цифрами, именами, но где гарантия, что те факты, данные, цифры пригодятся завтра и завтра они не устареют? А вот воспитание не устареет никогда!

Знаете, что еще интересно, необходимо нам понять обществу российскому, есть ли вообще потребность российского общества в более качественном образованим и есть ли запрос у российского общества на более качественное?

Я вам благодарен за этот вопрос потому, что он ключевой! От того, как мы ответим на этот вопрос, зависит ответ на все другие вопросы. Что такое образование, зачем ему уделять столько внимания, времени? Каковы критерии качественного образования, что такое образование вообще, и что такое качественное образование в частности?

Начнем с двух вещей, которые в Исламе являются основополагающими. Во-первых, в Исламе во главу угла ставятся знания, не ритуал, а знания. Дальше идет очень важное и очень интересное: Как осваивался Коран, например? Ведь это тоже один из видов знания. Преподносились ли большие суры и большие аяты, которые нужно было зубрить, учить и потом изучать? Нет, так не было! Когда была ниспослана та или иная сура, тот или иной аят, то сподвижники пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям), они в первую очередь пытались запомнить сказанное, а во-вторых, воплотить в жизнь сказанное. На первом месте была непосредственно реализация того знания, которое было получено. Вот здесь лежит правильный ответ на то, что такое хорошее образование. Хорошее образование – это экзистенциальное образование. Образование, которое непосредственно идет в жизнь сразу.

Я предлагаю посмотреть небольшой сюжет, подготовленный нашими коллегами на эту тему!

Всероссийская олимпиада по государственным языкам Российской федерации

Шахерезада Тамасханова обладательница золотой медали Всероссийской олимпиады по государственным языкам Российской федерации. Она обошла 6 тысяч зарегистрировавшихся в конкурсе, из которых в финал прошли 138 студентов и школьников из 17 субъектов страны. Олимпиада делилась на 2 тура: письменный и устный.

«Как только мы написали ЭСЕ, были даны 3 афоризма и мы написали ЭСЕ, к нему мы особо не готовились потому, что мы не знали, какие будут афоризмы и все было импровизацией», - рассказывает Шахерезада Тамасханова.

«Первый Всероссийский конкурс, в котором участвуют дети из наших национальных республик. Это была в первую очередь пропаганда изучения родного языка и тоже пропаганда изучения русского языка потому, что конкурс был «Конкурс национальных языков в поде гиде русского», - говорит куратор ингшуской группы участников Олимпиады Лиза Ужахова.

Время устного тура все участники представляли свой регион, традиции, обычаи, культуру, все, что делает каждый народ самобытным и неординарным.

В устном конкурсе Шахерезада продекламировала стихи Джамалдина Яндиева на ингушском и русском языках:

«Бейся, сердце, сильнее бейся,

Птицей раненой, боль скрывая.

Взвейся, мысль моя, выше взвейся,

Как взлетает волна штормовая…»

Цель конкурса была не только сохранить государственные языки, но и объединить народы России. Конкурсанты знакомились друг с другом и налаживали контакты.

«Очень было интересно познакомиться с представителями других национальностей, особенно понравились нам адыгейцы, так как наша культура была очень схожа с ними и даже язык, иногда были слова, которые очень схожи», - рассказывает призер Олимпиады Хава Дакиева.

В Совете федерации, где проходила олимпиада, места сенаторов заняли студенты и школьники, а зал заседания, в котором обычно совещаются государственные мужи в однообразных и серых деловых костюмах пестрел яркими красками национальные костюмы участников.

«Мы итак понимали, что молодость – это уже красота, но, что такие вы все придете такие нам красивые, мы не ожидали, мы особенно тепло вас приветствуем здесь!», - говорит председатель комитета Совета Федерации по науке Зинаида Драгункина.

Ингушская сборная, состоявшая из 10 человек, вернулась 6-ю медалями: 1-й золотой, 3-мя серебряными, 2-мя бронзовыми, и таким образом вошла в тройку лидеров. Такой результат особенно радует Розу Газгирееву, готовившую двух конкурсанток.

«Когда они мне это сообщили я очень рада была, всех об этом оповестила, хотя это было и поздно ночью, всех, кто болел, даже не только мне приятно, вся школа меня поздравляла, по сей день еще поздравляют. Конечно, приятно, это же наша работа, наше лицо», - рассказывает Роза Газгиреева.

Олимпиада нацелена на сохранение языков народов России, если в этом году участвовало 18 регионов, то в следующем году планируется расширять географию и престиж конкурса.

Канал Алиф, Ингушетия.

Опыт системы образования других стран

Что мешает нашему государству применить опыт той же Финляндии или Турции, где статься расходов на образование занимает первое место?

Хорошее образование - это образование, которое должно идти от жизни. А если мы говорим образование, которое идет от жизни, надо задать себе вопрос: Каковы потребности у людей и общества в текущий момент, идя от которых мы сможем выработать правильную для данного общества, а не вообще для мирового контекста систему образования – это очень важно, это значит попытка перенимать опыт Финляндии, или опыт Англии, или опыт Испании, с моей точки зрения, эта попытка абсурдна. Почему? Потому что Финляндия – это одно общество, люди одной культуры, одних взглядов на жизнь, а Россия совсем другое, просто совершенно другое.

У нас многонациональное общество, у нас многоконфессиональное общество, у нас есть вектор развития, у нас есть своя геополитика. Как мы можем перенимать опыт маленького государства? Мы можем какие-то элементы взять, которые нам нравятся, они могут иметь тактический характер, но в целом, брать целую систему маленького государства и просто накладывать его на огромную страну и заставлять целый народ следовать системе, которая неприменима для данного этапа, для данного народа. Поэтому система образования должна исходить в широком плане, из потребностей всего общества, в узком плане, с потребности той группы, которая преподает.

Очень важно то, что многие преподаватели не делают, игнорируют - диалог между преподавателем и аудиторией. По сути дела, преподаватель обязан и должен постоянно проверять себя в том ли направлении он идет? Он преподносит какую-то идею, но он должен выслушать ответ через каждые пять минут, через каждые семь минут, чтоб понять, что если понимание не достигнуто, то нужно каким-то образом менять преподавание. Преподаватель может выстраивать систему своего преподавания как он или она считает, с точки зрения логики, понятности, все будет так хорошо разложено по полочкам, но где гарантия, что эта аудитория, которая слушает, воспримет его данные факты и именно в том ключе, как он разложил в своей голове? Может быть они не захотят яблоко и авокадо в одну группу поместить, а будут в одну группу класть яблоко и стекло, и выводы делать соответствующие. Поэтому «фитбэк» делать анализ того, что происходит, очень-очень важен.

Исламская система образования

Очень важный момент, который не учитывается в современной системе образования – то, что есть в Исламе, то, что, я считаю, должно быть основой любого хорошего образования для постижения новизны – это характер работы с явлениями, предметами, которые тебя окружают, которые ты изучаешь.

Возьму сначала исток, откуда все пошло, Ислам построен на соблюдении определенных поведенческих норм, если эти нормы не соблюдаются, то рушится весь ритуал. Например, Коран, нельзя просто так читать Коран, ты не можешь условно говоря, бежать в столовую по дороге заглянуть куда-то в комнату, схватить с полки Коран и начать его читать. Это буде оскорблением Корану, так у нас не положено, как минимум, ты должен сделать омовение, подготовиться, мысленно сосредоточиться и читать Коран в состоянии «хузур» – это состояние глубочайшего проникновения, отвлечения от всего остального, ты должен быть полностью сфокусироваться, сосредоточиться на тексте так, чтобы прочитанное тобой стало через минуту частью твоей жизни – вот, что важно.

Второй элемент, который есть в Исламе, который тоже мог быть использован активно в системе образования и заимствовать из Ислама какие-то методологические основы, которые могли бы быть полезными – это «тафаккур». «Тафаккур» – это размышление и одна из самых замечательных фраз Корана гласит: «Коран был ниспослан для людей, размышляющих» (сура Ан-Ниса (Женщины), 82-й аят) - это важно, не надо рассматривать эту фразу абстрактно, а нужно понять что такое «Коран ниспослан для людей размышляющих»? Каждый человек может сказать: «Я размышляющий»! Можем проверить в любой момент времени, размышляющий ты или нет! Задать человеку вопрос: «Что ты думаешь по поводу прочитанного»? если ты услышишь ответ, который длится одну минуту, то навряд ли этот человек размышляющий, или ему может быть удастся выдать такой ответ, который сразу одним коротким словом охватит огромное пространство жизни.

Значит, если ты находишься в состоянии «хузур», то следующим шагом у тебя будет «тафаккур» - размышление, размышление о применимости этих знаний к тебе, к твоей жизни, к твоей практике, к твоим потребностям, без этого невозможно. Человек или организация, которая выстраивает систему образования, где бы то ни было в стране или в обществе, или в организации, он должен исходить из того, как построить эту пару «хузур» и «тафаккур» таким образом, чтобы знание было максимально полезным. Дальше идет третий элемент, который тоже имеет смысл взять и применить к системе образования.

Коран читается таким образом, чтобы человек начал видеть то, что скрыто и вот это состояние восприятия Всевышнего, как будто ты Его видишь. Это же очень важно, когда это есть основа «ихсана» - основа искренности, так как будто ты Его видишь на самом деле – это очень важно. И тот, кто искренен, не лицемерит, он пытается достигнуть именно этого состояния. Есть два элемента в этом: «мураккаба», говоря современным языком – это «медитация», и «фана» - это состояние, когда ты уже вошел в это состояние и тебя действительно уже ничего не отвлекает, ты полностью сосредоточен на идее, на концепции, на мысли. Смотрите, какая замечательная система, сначала «хузур», за которым следует «тафаккур»-размышление, потом следует «медитация» – размышление о своем опыте, об участии своего опыта в том, что ты читаешь, применимость к твоей жизни в конце концов, достижение идеального состояния – «фана», когда казалось бы абстрактные вещи, которые есть в системе образования в учебнике или в книге видишь, как будто они живые именно благодаря тому, что ты видишь эти предметы и явления, как будто они живые. Ты способен оценить, действительно ли они тебе нужны. Тогда получается, что ты в реальности понимаешь есть ли потребность в этих данных, фактах в твоей жизни. Вот эта четверка – «хузур», «тафаккур», «мураккаба», «фана», можно применить другие термины для того, чтобы это было понятно более широкому кругу людей. «Хузур» - вдумчивость, «тафаккур» - размышление, «мураккаба» - использование и оценка собственного опыта, «фана» - искренность, погруженность в предмет. Они ничему не противоречат, здесь просто термины арабские, а термины русские совершенно замечательно применимы к системе образования.

Как должна развиваться система образования

Как вы считаете, должно ли образование сторониться радикализма и резких перемен? Проще говоря, должно быть оно консервативным или принцип развития должен все-таки идти от обратного?

Образование должно быть основано на философии, мне кажется, на обобщении потребностей, необходимостей движения общества в целом. Поэтому никакого радикализма в образовании быть не может – это абсурдно! Потому, что радикализм в образовании – это обслуживание потребностей какой-то одной группы людей, поэтому никакого радикализма, крайностей быть не может. Потому, что образование является зеркалом потребностей общества и государства в целом.

Нужно ли платное образование?

В последние годы российское общественность взволновано разговорами о том, что в России возможно среднее образование станет платным. Насколько эти слухи соответствуют действительности, на ваш взгляд?

Они не соответствуют никакой действительности, среднее образование никогда не станет платным потому, что образование является основой общества. Делать его платным означает, что какая-то часть общества будет в приоритете по отношению к другой части общества, а это значит, что возникнет неравенство, дисбаланс, и потом с этим дисбалансом что-то придется делать. Понимаете, что важно, всякий раз, когда возникает некая разбалансировка системы, отдается предпочтение какой-то одной группе, это означает только одно, что государству потом с разбалансированной системой придется что-то делать либо как-то исправлять эту систему, либо создавать противовесы, стяжки какие-то для того, чтобы система не развалилась. Так, что идея о том, чтобы среднее образование будет платным, и, что кто-то останется без образования – это, с моей точки зрения, абсурд. Я даже не знаю, ради каких целей такие слухи распространяются, для чего это нужно? Может быть это связано с тем, что хотят перестроить систему образования каким-то образом на удовлетворение интересов тех или иных групп.

Здесь может какую-то аналогию проводят с тем, что происходит сейчас в сфере высшего образования, когда бюджетные места сократилось, а количество платных мест увеличилось?

Невозможно. Цель среднего образования – расширить базовый кругозор детей и помочь им сориентироваться в будущем. Все предметы в школьном классе преподносятся для того, чтобы ребенок смог сориентироваться, что ему в жизни интересно, кто он, гуманитарий, техник или естествоиспытатель? Он должен понять сам себя, он должен через изучение этих предметов раскрыться в том или ином направлении, а остальные предметы окажутся для него основой общей эрудиции, без которой не может существовать ни один человек, общая эрудиция должна быть, это как боковое зрение, в данный момент я смотрю на вас, но я вижу боковым зрением экран.

Точно также школьник, он может смотреть прямо в глаза биологии, но боковым зрением видеть математику. Если у него не будет бокового зрения, что я вижу математику и вижу русский язык, филологию, например, литературу, то у него не будет ощущения целостности пространства, у него будет какое-то искорёженное представление. Среднее образование – это основа формирования личности, если ее не будет, или сделать ее перекошенной, сломать саму суть, условно говоря, первый момент – это общая эрудиция, а второй момент – это помощь в попытке сориентироваться в будущем исходя из твоих собственных устремлений, навыков, предпочтений. Если это нарушить, и создать здесь какие-то противовесы, то я не знаю, что будет с этим обществом через 10 лет, когда эта система даст свои плоды. Это будет очень тяжело, я не знаю, что мы будем делать с высшим образованием, когда мы получим такие перекошенные результаты.

Ашик-Саид, я вас благодаря за то, что стали нашим гостем, нашли для нас время, ждем вас еще!

Заключение

Финам понадобилось почти 40 лет, чтобы отойти от централизации и выстроить современную и качественную систему среднего образования и это в условиях довольно маленькой страны с гомогенным населением, правительство которого действительно хотело создать хорошие школы. Надо ли говорить, что в нашем Министерстве образования и науки другой подход, другие условия, другие приоритеты? Вместо будущего в российской школе занимает скорее прошлое. Вместо высоких технологий и критического мышления, очень своеобразно поняты духовности и патриотизм. В общем государство придется заняться школой всерьез, если мы хотим спасти страну от непреодолимого отставания от запада, но уже сейчас, точно можно сказать, сто процесс строительство новой образовательной системы займет, как минимум, несколько десятилетий.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: