За и против Интервью

Русская революция и мусульмане: красные, белые или сами по себе? За и против

События 1917 г., вошедшие в историю как Октябрьская революция, до сих пор являются предметом бурных обсуждений. Спорным остается вопрос: дала ли эта революция народам России свободы или лишила того, что у них было до этого? Аналитический обзор, проводимый с участием известного историка и политолога, профессора Андрея Зубова и исламоведа, этнолога Ахмада Макарова, дает ясное представление о том, как большевистский переворот и Гражданская война отразились на жизни мусульман в последующие десятилетия.

7 ноября текущего года знаменует собой столетие Великой октябрьской социалистической революции. Более 70-ти лет этот красный день календаря был главным праздником страны. Большую часть XX века миллионы наших сограждан трех поколений праздновали этот день. Год столетия революции хороший повод вспомнить о том, что это событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории. Во всем этом мусульманам была отведена одна из ключевых ролей, после победы Октябрьской социалистической революции жизнь мусульманской общины бывшей Российской империи приобрела новые формы.

На начальном этапе Ислам не представлял для партии большевиков реальной угрозы, более того, с мусульманами нужно было консолидироваться в деле устранения конкретного и сильного противника русской православной церкви. Разыгрывая мусульманскую карту, новая власть изначально преследовала несколько целей: привлечь мусульман, как активную часть общества на свою сторону, использовать их в качестве средства пропаганды идеи большевизма социализма иностранного востока, устранить таким образом возможные препятствия проведения как внутренней, так и внешней политической линии своих идей.

Использовать мусульман в борьбе с другими конфессиями социальными стаями не мусульманского общества и силами кавказской дикой дивизии, для которой, кстати революционные события 1917-го года стали большой неожиданностью. Но «Дикая дивизия» повела себя крайне мудро в той ситуации, далекие от политических интриг горцы «Дикой дивизии» не стали участвовать в братоубийственной гражданской войне, взяв нейтралитет. Более подробно о том, какая доля выпала на кавказскую «Дикую дивизию» расскажет наш сюжет, а пока предлагаю обратиться к инфографике основных событий тех лет.

До 1991-го года 7 ноября 25 октября по старому стилю считалось главным праздником в СССР. А ход революционных событий развивался следующим образом:

  • 12 октября создан Военно-революционный комитет (ВРК) под руководством Владимира Ильича Ленина.
  • 22 октября комитет взял на себя руководство Петроградским военным гарнизоном.
  • Уже 24 октября начинается восстание в Петрограде, большевики захватывают телеграф, вокзалы, банки, типографии и другие ключевые пункты.
  • 25-го октября Владимир Ильич Ленин провозгласил победу революции и переход власти к советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В этот же день был захват Зимнего дворца.
  • 25-26 октября проходит II Всероссийский съезд советов, на котором от имени большевиков выступает председатель Петроградского совета Троцкий.
  • 3 ноября Советская власть побеждает в Москве.

Революция привела к Гражданской войне, в ходе которого по различным оценкам погибли от 8-13 млн. человек, иммигрировало около 2 млн. Предлагаю послушать мнение о роли мусульман Великой октябрьской революции 17-го года известного историка, политолога профессора Андрея Борисовича Зубова:

«Выходили явления такого рода, например, на Северном Кавказе весь западный Кавказ вплоть до Осетии, он поддержал белое движение. Активно участвовал в белом движении были Черкесский, Кабардинский, формирование белой армии белыми знаменами Ислама, было большое очень создано самоуправление. Первое движение финансировало культурные программы мусульманских народов северного Кавказа, во главе их были избраны уважаемые люди, например, генерал артиллерии Алиев или генерал Халилов, а вот восточный северный Кавказ – Чечня и Дагестан действительно они тяготили к Турции к красным и в общем-то они выступали на их стороне. Красные, если, иметь ввиду, большевиков склонялись к ним немногие, действительно большинство не русских народов имели свои национальные движения. Эти национальные движения имели самые разные цели и направленности. Ничего не приобрели, кроме иллюзии национальной автономии, потому что и религиозные свободы у них были до революции.

Я думаю, что мусульманские народы потеряли все, они потеряли реальное право на самоуправление, они потеряли культурную национальную элиту, они потеряли свою связь с миром Ислама потому, что была уничтожена и арабика, и потом латиница и все эти народы были насильственно переведены на кириллицу. В царской России, никто не заставлял мусульман писать на кириллице, все писали на арабике, была связь с Кораном с миром арабской культуры. Так что они потеряли все, но и огромное количество людей погибло. И в этом смысле, я думаю, что все народы и профессиональные группы России потеряли все, и не приобрели ничего во время столетнего большевистского властвования».

А более подробно об этом мы поговорим с нашим сегодняшним гостем исламским исследователем, публицистом и этнологом Ахмадом Макаровым.

Об Октябрьской революции

- Прошло недавно столетие со дня Февральской революции, намечается впереди юбилей революции Октябрьской. Как вы ее оцениваете, расскажите пожалуйста?

- В силу ряда моментов у меня предки к привилегированным сословиям относились, поэтому понятно, что я хотя бы в силу этого отношусь отрицательно. Но в целом, с одной стороны, понятно, что революция просто так не возникает, не происходит, т.е. они обусловлены целым рядом причин, а не только заговором каких-то неведомых иностранных агентов, это что касается Февральской революции. С другой стороны, без Октябрьской революции наверно было бы во многом лучше.

- Такой достаточно распространенный вопрос, который многих интересует – можно ли было в тот период обойтись без Октябрьской революции? Мы понимаем, что были конкретные проблемы, которые существовали на тот момент, но была ли какая-то альтернатива?

- Наверно, все-таки была. Во-первых, начнем с того, что было все-таки учредительное собрание депутатов учредительного собрания. Кстати, между прочем, это было вполне легитимный орган. Наверно, более легитимный, чем, допустим, большевики.

Мусульмане в круговороте Революции

- Многие историки говорят, что в своем большинстве мусульмане в тот период склонялись скорее к красным, чем к белым, хотя очень сильно была развито на тот момент национальное автономистское крыло. Вот почему не белые, почему красные все-таки?

- Давайте так, все-таки разделим, допустим, мусульман и многие другие не русские народы потому, что скажем там поляки или Фины или Прибалтика, у них четко автономистские движения, мысленно их называем, в советской старографии - белофинами, белополяки, белоэстонцы, хотя белыми они не были. Белые – это монархисты вообще-то, монархистами они не были ни в коем случае. Что касается мусульман, были части мусульман, которые всю войну провоевали у белых, допустим, Джумудин Гацинский который поддерживал Деникина. Конный «Полк Мухаммада», которым командовал один из представителей Курбангалееевых.

Были части, которые всю войны были с белыми. Больше всего было все-таки автономистов, более или менее умеренных, даже та самая Горская республика, было очень много красных частей, опять-таки Валиди в конце войны. Их больше всего было или красных или автономистов. Считается еще, что белыми были басмачи с учетом того, что они начали восстание в 16-м году еще при царе, басмачское движение еще тогда пошло. Поэтому больше всего, наверно, все-таки мусульмане больше всего воевали за свои интересы, за свои права и в том числе многие видели соблюдение своих прав, гарантию своих прав, как раз у большевиков. Мы помним лозунги большевиков – «Земля крестьянам», «Мир народам», опять же, это были лозунги направлены в сторону мусульман, т.е. это и прекращение войны, и представление автономии как религиозной свободы. Помню лозунги, которые были в отношении мусульман конкретно, отказ от территориальных претензий к Турции и Ирану – это все было. Это были лозунги большевиков.

Что определяло поведение мусульман в тот тяжелый период истории России?

- В первую очередь, все-таки следование больше своим интересам, хотя конечно есть интересный момент, в «Воспоминаниях» А. Валиди, в котором он говорит, что за чьи-то интересы наши ребята опять погибают за чьи-то чужие интересы. «Воспоминания» он писал уже в эмиграции, поэтому возможно его переоценка другая уже, более поздняя.

Лидеры мусульманских народов как-то проявляли себя на тот период?

- Конечно, проявляли! Скажем, тот же самый Али Хаджи Акушинский, который в переписке со Сталиным определенно оговорил определенные гарантии для мусульман, скажем, на Кавказе. Муса Бегиев, который на встрече с Ленином опять же оговаривал какие-то вопросы. Галимджан Баруди – муфтий, который опять же по поводу религиозных, этнических прав мусульман оговаривал с тем же Сталиным, с Лениным. Конечно, да, естественно!

Дикая дивизия в Гражданской войне

- Мы помним, что Кавказская «Дикая дивизия» определенную роль сыграла, роль мудрую, на мой взгляд, во всех этих событиях, когда не стала участвовать в Гражданской братоубийственной войне?

- Они же еще в Корниловском отказались! Сначала они на начальном этапе участвовали, когда они застряли на станции в Московской области подъезжая к Петрограду, то потом делегация в составе Ахмед-бея Цаликова, и внука имама Загида Шамиля, они все-таки уговорили их не идти на Петроград и они отказались.

- Мы помним, конечно, помимо революционных событий и «Дикая дивизия» участвовала и в других более значимых событиях.

- Одна из добровольных частей, которые участвовали в Первой Мировой и себя проявили самым геройским образом.

История Кавказской дикой дивизии

Гимн полка, который знает каждый ингуш (смотрите на видео). Песня, сложенная всадниками после исторической победы над железной дивизией Кайзера как отклик из прошлого. После депортации в Казахстан, награды всадников были растеряны, поэтому так по-особенному отзываются в сердцах потомков эти слова и мелодия. В декабре 1914-го года солдат и жители Австро-Венгерской империи приводили в ужас страшные слухи: «Русские ведут какую-то неведомую силу, всадников». Вскоре немцы назовут их «ужасом в мохнатых шапках», а русский царь – «Орлами Кавказа». Но в историю они вошли под другим именем – «Дикая дивизия».

«Фактически, это те люди, которые составили косяк ингушской военной интеллигенции. От весенней военной службы были освобождены представители различных народов Российской империи, в том числе и народы Северного Кавказа и в их числе ингуши. Но несмотря на это, их привлекали к участию в различного рода военных компаниях», - говорит научный сотрудник НИИ гуманитарных наук им. Ч.Ахриева Мадина Котиева.

В середине июля ингушский полк получил задание привести разведку австрийца, но неожиданно нарвался на знаменитую железную дивизию Кайзера. 3 тыс немецких штыков, пулеметов и тяжелой артиллерии против 500 сабель кавказских горцев. Во время боя одному из всадников Умару Фаргиеву было поручено прорваться через атаку и доставить важную документацию в штаб.

«Прорвался, даже способствовал атаке при донесении этого важного документа», - рассказывает потомок Умара Фаргиева Ахмедхан Фаргиев.

Ингуши одержали победу в том сражении, бросившись в штаб не дожидаясь приказа. Уже через полтора часа гордость Кайзеровской армии перестала существовать, а Умар Фаргиев за свои временные предоставления информации в боевых условиях, удостоился награды.

«Вернулся живым, крепким, не раненым, завел семью и так жили здесь до выселения вместе, в 44-м году выслали», - рассказывает потомок Умара Фаргиева - Магомед Фаргиев.

Во время депортации 44-го года Лейла Мержоева оказалась в одном вагоне с семьей Умара: «Я полностью ухаживала, полный вагон были одни старики. Он никогда не садился кушать, пока я не накормлю всех. Бодрый, хороший, мужественный – хороший человек был. Мы там в Казахстане вместе жили, пока он тифом не заболел», - говорит Лейла Мержоева.

Надо отметить, что высокая нравственность – была отличительной чертой внутренней жизни Кавказской туземной конной дивизии, здесь царила особая морально-психологическая атмосфера, которая во многом определяла отношение между ее офицерами и всадниками. Так важной особенностью всадников горца было чувство собственного достоинства и полное отсутствие какого-либо раболепства и подхалимства. Больше всего ценились не звания, а личная храбрость и верность.

«Именно это воинское соединение относилось к числу самых надежных воинских соединений России на тот момент», - рассказывает научный сотрудник Мадина Котиева.

Еще одна знаменитая военная операция, в которой проявили себя всадники «Дикой дивизии» и в том числе все четыре сотни ингушского конного полка – это был Брусиловский прорыв.

«Эти все четыре сотни естественно рвались в бой и тем самым естественно решили исход этих наступательных действий. В результате чего, Австро-Венгерские и Германские войска были отброшены назад, причем, нужно сказать, что в ходе этих наступательных действий в основном понесли потери германские воинские соединения из 48 и 56 армейских корпусов. Для того, скажем так, принять участие именно в этих боях специально были с французского фронта переброшены вот эти германские войска», - рассказывает Мадина Котиева.

В ходе этих и других операций всадники «Дикой дивизии» показали себя доблестными воинами, многие офицеры из числа ингушей были удостоены высших военных наград.

С тех пор прошло чуть более ста лет, им установлен памятник, который символизирует честь, доблесть и храбрость наших отцов. Славные ингушские всадники совершили подвиг, который навсегда останется в памяти всего народа.

Что приобрели мусульмане после Гражданской войны?

- Чем, на ваш взгляд, стала революция, Гражданская война для мусульманских народов в России? Что мусульмане России приобрели, а что потеряли?

- Давайте так, на начальных этапах, приобрели очень много, на самом деле. Где-то в начале 20-х годов, пока сохранялась внутренняя инфраструктура, инфраструктура сохранялась еще в царское время. По началу была создана новая система образования, потом уже начиная со второй половины 20-х годов уже начинается наступление на Ислам, точно так же, как и на все другие религии.

- На самом деле, это был некий такой противовес Русской православной церкви по началу, делался упор на мусульман, чтобы создать противовес, а потом поставили всех в общую кучу.

-  Это с одной стороны, да может быть как в противовес, с другой стороны там были планы расширения революции дальше. Угнетенная масса мусульманского Востока выступят союзниками, как один из каналов привлечения. И как это ни странно, когда те же самые идеи исламского социализма главных идеологов всех уже простреляли, а как экспортный товар он существовал дальше, это и 40-е и в 50-е годы было. Потом практически вся внутренняя инфраструктура была фактически уничтожена. Мы видим, что к началу войны закрытие абсолютного большинства мечетей (меньше 10% сохранилось) система религиозного образования полностью решились, т.е. национальная система образования светская она осталась, она была, она как раз и развилась. А система религиозного образования была уничтожена к началу войны – это все-таки удар по кадрам, причем не только религиозных деятелей, и вообще просто религиозно грамотных людей было убито, репрессировано, сослано, но также и просто интеллигенции. На самом деле, это понятно, касается не только мусульман, в данном случае то, что у нас было. Последствия этого на самом деле ощущаем до сих пор. Фактически, поворот уже во время войны пошел, но это уже во время войны.

Национальный и земельный вопрос Российской империи

- Можно ли говорить о том, что нерешенный национальный вопрос наряду с земельным, собственно говоря, и похоронил Российскую империю, как таковую?

- Давайте так, фактически вроде бы императора все поддерживают, в 14-м даже в 15-м году все в ладошки хлопали, а в 16-м году, извините, «пауками с фронта бежали», грабежи, мародёрства и так далее видели. И кто эту империю поддержал фактически? В начале 17-го года, когда никто фактически в защиту и не выступил, получается.

- То есть причиной стала все-таки национальный вопрос и земельный вопрос?

- Да, фактически потому, что в ряде они сочетались. Понятно, у России было преимущество в аграрной сфере, поэтому земельный вопрос, опять же национальный вопрос потому, что извините, больше половины России населения Российской империи составляли не русские и в массовом порядке опять же против империи, фактически, но не то, что активно выступили, но по крайней мере ее не поддержали.

Аналогия событий Гражданской войны с современной ситуацией в России

- Ни тогда ни сегодня в России нет политической силы предлагающей реальную привлекательную повестку для мусульманских народов, которая бы учитывала их пожелания в общегосударственном контексте. Например, защита федерализма, тогда этим удачно воспользовались большевики с их лозунгом о том, что каждому заявить о своем самоопределении вплоть до отделения. Почему так происходит, что сегодня такой программы нет?

- Не знаю, почему! Объяснить это нормальными причинами и интересами государства я бы не смог, уж наверно никто не сможет.

- То есть, опять-таки отсутствие правильной национальной политики?

- Отсутствие правильной национальной политики и присутствие чего-то непонятного вообще, т.е. непонятно в чьих интересах осуществляемо.

- Ахмад, скажите пожалуйста, перекликается ли сегодняшний новоимперский крен в политике нашей страны и современное положение мусульманских народов с тем, что происходило сто лет назад? Например, фактически можно говорить о том, что сейчас сворачивается какой-либо реальный федерализм?

- Перекликается, более того с 80-ми годами перекликается и параллели слишком много, слишком прозрачно. Мне вообще-то это не нравится, с одной стороны.

- Ахмад, я предлагаю провести некую параллель с тем, что происходило тогда и происходит у нас сегодня. Возможен ли такой сценарий сегодня?

- К сожалению, да, такой сценарий возможен.

- Т.е. он обусловлен лишь с тем, что в стране сложная экономическая обстановка, мы зажаты со всех сторон или есть другие причины?

Ахмад: Не только, зажата со всех сторон, психология насажденная крепостью может способствовать сплочению, но, в данном случае, больше страху, авармизму способствует. Сплочению в общем-то говоря и нет. В Советском союзе на начальных этапах это способствовало, сейчас не видно, чтобы это так уже сильно было.

- Какие действия, на ваш взгляд, нужно предпринять заранее предупреждающее, чтоб ничего подобного в нашей стране, не дай Бог, не произошло?

- Вы знаете, в общем-то интересно у нас получается, когда вроде все вырастает, все становится сильное и высокое, начинается закручивание гаек, потом в результате получается, что не так уж и сильно, не так уж и все хорошо, гайки отпускаются. Может быть надо думать заранее, может не все так хорошо, как мы сами себя уговариваем. Может не стоит их закручивать заранее потому, что иначе бывает чревато, опять же те же самые революционные события. Понятно, что Советский союз, мягко говоря, был меньше, чем Российская империя, т.е. определенные какие-то куски потеряли, сколько людей погибло, сколько людей выехало из страны, цвет нации - потери колоссальные. Даже в общем-то, мы говорим о том, что у нас был взлет, но даже многие вещи, в которых прорыв был, это было обеспечено людьми, которые образование получили еще в то время. Самый лучший способ решить конфликтную ситуацию – это не допустить ее возникновения. Может надо просто не допускать возникновения? Работать на то, чтобы конфликтов таких не было, чтобы не было напряжения. Я думаю, что это лучше было бы.

Итоги

Возможно, когда-нибудь мы или наши потомки придем к верному пониманию Русской революции. Сыгравший в судьбе всех наших народов такую колоссальную роль. Во всяком случае нужно этим заниматься! Изучать, анализировать, сопоставлять, взвешивать. Иначе трудности в очередной раз могут воспользоваться, как фанатичные авантюристы, так и просто откровенные проходимцы.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: