Лунный календарь Программы

Индия осталась мусульманской страной? Лунный календарь

Правда ли, что ислам чужд для Индии? Какой след мусульмане оставили в культуре и истории этой великой и древней страны. Какое положение они занимают сегодня?

До прихода англичан власть в ней принадлежала мусульманским правителям, потомкам Великих моголов. Но несмотря на это, Индия сохранила своё религиозное разнообразие. Этим постоянно пользовались колонизаторы, сея смуту между народами, племенами и конфессиями. Методы стандартные: разделяй и властвуй. В конечном итоге, несмотря на образование независимых Пакистана и Бангладеш, по разным оценкам, в Индии с ее населением в миллиард триста пятьдесят миллионов человек осталось около 15% мусульман (180 миллионов).

Сегодня в стране более 300 тысяч действующих мечетей, множество древних мусульманских памятников архитектуры, есть специальный мусульманский законодательный орган, религиозные университеты с мировым именем, многотысячные общины и организации. 3 из 12 президентов страны были последователями ислама, несколько премьеров - тоже и т. д.

Содержимое

Притеснения мусульман в Индии

Однако рядом встрясок в индийском обществе характеризовались девяностые годы двадцатого века. Среди индуистов тогда стала набирать обороты идеология коммунализма - тот же национализм только с индуистским окрасом. Это движение вело к обострению разногласий между индуистами и мусульманами. Доставалось и другим религиозным меньшинствам.

Толпа фанатиков, ведомая активистами различных религиозно-националистических организаций, взяла штурмом и разрушила в городе Айодхье мечеть Бабура, построенную в XVI в. основателем империи Моголов там, где раньше якобы стоял индуистский храм, посвященный рождению божества Рамы. Одним из подстрекателей был Лала Кришна Адвани, позже ставший заместителем премьер-министра в правительстве страны. Карьеру в федеральных органах власти сделали и многие другие заводили акта вандализма, сыгравшего огромную роль в современной истории Индии.

Толпы, напавшие на мусульман, называли их «потомками Бабура» (первого императора Моголов). В сознании индуистов четко отпечаталось, будто бы мусульмане - потомки жестоких иностранных завоевателей, которых надо прогнать. Их понимание исторической роли ислама в жизни страны и стало семенем сотен раздоров и кровавых погромов.

История ислама в Индии

Но давайте обратимся к фактам, действительно ли мусульмане так плохи, какими их представляют недалекие фанатики. Пожалуй, следует начать с того, что ислам пришел в Индию задолго до Бабура, вместе с арабскими и персидскими торговцами.

А первым завоевателем был Мухаммад ибн Касим, но изначально его операция носила спасательный характер. Вдовы и дети умерших на Цейлоне купцов доставлялись на корабле домой, они сели на мель близ территории нынешнего Пакистана, один из индийских царей взял их в плен. Попытки договориться с ним не принесли результата. Как итог - три военных похода. Последний оказался успешным, мусульмане заняли новые территории.

Также на распространение ислама в Индии повлияло вторжение монголов в халифат, откуда в сторону соседней страны уходили тысячи беженцев, в числе которых оказались ученые, мыслители и религиозные деятели. В общем, к правлению тюрков–моголов ислам достаточно прочно укоренился в этих краях.

Но для объективности, надо вспомнить и те моменты, которые до сих пор служат камнем преткновения. Например, Махмуд ибн Сабук Тегин разорил индуистский храм в Сомнатхе (Гуджарат) и похитил его сокровища. Им двигала банальная корысть, а не стремление донести до местных людей ислам. Это подтверждает тот факт, что в армии Махмуда было много индуистов. В то же время он имел множество врагов среди единоверцев. Индуисты использовались для того, чтобы подавлять восстания мусульман. Его армия произвела расправу над повстанцами в мечети в Заранге. В другой раз эта же армия убила множество христиан, находившихся в церкви, и это лишний раз подтвердило, что Махмуд был в равной степени жесток ко всем. Тем не менее именно он стал «лицом» мусульманских завоеваний, хотя с точки зрения истории этот правитель являлся, скорее, исключением, а не правилом. Даже Аль-Бируни писал о нем:

Махмуд разорил процветавшую страну и рассеял индусов, как пылинки, во всех направлениях. Конечно же, эти индусы стали самыми отъявленными врагами всех мусульман. Ученые-индусы бежали в такие отдаленные места, как Кашмир и Бенарес

Мусульманские правители в Индии

А вот другой пример. Словно в насмешку над кастовой системой Индии с ее делением людей на низших и высших ею руководила династия рабов. Шихабуддин Гаури не имел сыновей, а потому воспитывал детей из числа рабов как своих собственных, впоследствии один из них стал правителем. Это трудно себе представить вне исламского общества, не правда ли? Чтобы раб стал главой государства, но тем не менее такое случалось и не единожды.

Двое из династии царей-рабов заслуживают особого упоминания. Кутубуддин Айбак был известен своей щедростью. Его правление характеризуются политикой примирения. Он построил две грандиозные мечети - в Дели и в Аджмере. Шамсуддин Илтутмиш, преемник Кутубуддина, был еще более выдающимся человеком и правителем. Он отказывался сидеть на троне, предпочитая, вместо этого, стоять в одном ряду с придворными. Шамсуддин часто заявлял, что он всего лишь один среди равных, и в действительности относился к своим подданным как к равным.

Были и периоды, когда вроде бы как мусульманские правители откровенно притесняли самих мусульман, одним из таких стал знаменитый император Акбар. При нем законом обязали совершать земной поклон правителю, что категорически неприемлемо в исламе. Более того, он попытался объединить индуизм с исламом, поставив самого себя во главе новой религии – дини иляхи. Акбар отменил хадж, пост, намаз и сделал все, чтобы войти в историю не в лучшем свете, что ему, впрочем, удалось, а вот распространить свою религию нет, потому как ему противостояли такие выдающегося богословы, как Ахмад Сирхинди и его последователи, сведшие на нет все усилия могущественнейшего еретика, покусившегося на самые основы веры.

Влияние мусульман

Положительное влияние мусульман на историю Индии очевидно. Это коснулось не только культурного и архитектурного наследия такого, как, например, Тадж-Махал, но и становления её как целого, ведь до VII-VIII веков Индия была раздроблена. В ней постоянно происходили конфликты между последователями индуизма, буддизма и других религий. И лишь с приходом мусульман ситуация изменилась, она стала единым государством, которое существует по сей день.

Постскриптум. Сегодня, если исключить Кашмир, ситуация в Индии стабилизировалась, погромы и прочие межконфессиональные конфликты пресекаются, фанатики уняли свой пыл. Но как долго это продлится, знает лишь один Всевышний Творец.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: