Лунный календарь Программы

Некрасовцы – казаки османского халифа. Лунный календарь

Где это видано, чтобы донские казаки да пошли на службу к турецкому султану? Или присоединились к крымскому хану? «Да не может такого быть, потому что не может быть никогда», - скажет среднестатистический житель России. И ошибется: история говорит нам об обратном.

Содержимое

Восстания Кондратия Булавина

А началось все с того, что Петр I пожелал вернуть хозяевам беглых крепостных крестьян. Те уходили к казакам в поисках воли вольной, которой славился Дон. И казаки принимали беглецов. Собственно, казачество во многом и состояло из беглых да лихих людей. Но и платили они за свою свободу защитой государственных границ. Петр-реформатор решил несколько изменить веками устоявшуюся традицию. Это, разумеется, консервативным казакам не понравилось.

Восстание под предводительством атамана Кондратия Булавина поднялось в 1707 году. Виновником бунта был посланник царя князь Юрий Долгорукий (не путать с киевским князем, считающимся основателем Москвы, который жил в 12 веке). За время пребывания на Дону он успел поймать около двух тысяч крепостных и изрядно позлить казаков. Вот как описывал вторжение, как сейчас бы выразились, «федералов», бахмутский атаман:

«А нашу братью казаков многих пытали и кнутом били, и носы и губы резали напрасно, и жен и девиц брали на постели насильно, и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги»

Кондратий Булавин

Война Петра Первого с казаками

На этом жизненный путь князя и завершился. Попав в засаду, устроенную Кондратием Булавином, Долгорукий был убит. В ответ Петр I отправил новую 32-тысячную армию под предводительством брата Юрия – Василия Долгорукого. К Булавину же присоединились беглые крестьяне и беднейшая часть казачества. Началась полномасштабная война, впрочем по всем фронтам проигранная казаками.

Последние разделили армию на три части, одной из которых руководил сподвижник Кондратия, 47-летний казак станицы Голубинской Игнат Некрасов. После неудач на фронте против атамана был устроен заговор, он был убит. Оставшиеся же казаки присягнули царю. Но Игнат Некрасов решил продолжать борьбу. Долго сопротивляться он не смог и вскоре потерпел поражение. После чего в сентябре 1708 года, взяв оставшееся войско, отправился на Кубань, в то время владения крымского хана. Так началось вековое путешествие некрасовцев по землям мусульман.

Появления некрасовцев и переход к османскому Халифу

Казаки поселились на правом берегу реки Лаба, где сегодня расположена станица Некрасовская. В дальнейшем они перекочевали на Таманский полуостров, основывая все большее количество городков, за счет естественного демографического роста (ушли они на Кубань с семьями), а также непрекращающегося потока беглых крестьян. Казаки постоянно нападали на пограничные российские земли, и только со смертью атамана Игната Некрасова они умерили свой пыл.

В 1735-39 годах Петербург в лице императрицы Анны Иоанновны несколько раз предлагал некрасовцам вернуться на родину, но те отказали. В ответ императрица отправила на Кубань донского атамана Фролова с войсками. Против них некрасовцы выстоять не смогли и попросили убежища у османского султана. Тот позволил им поселиться в Добрудже, на территории современных Румынии и Болгарии.

Мусульманский правитель подтвердил все привилегии, которые его новые необычные подданные имели, будучи под протекторатом крымских ханов. Некрасовцы сохраняли свою веру и имели автономию с собственным укладом жизни. Взамен они принимали участие в некоторых сражениях, плечом к плечу с османами. Об этом даже писал Александр Сергеевич Пушкин.

«Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах»

А.С. Пушкин «История Петра»

Помимо попыток закабаления, важным обстоятельством, разделявшим некрасовцев с романовской империей, была истовая верность казаков старообрядчеству. В тогдашней России это было вне закона, порой считалось тяжким преступлением, староверы или старообрядцы за нежелание признавать никоновские реформы подвергались даже физическому уничтожению. Для османского султана же разницы никакой не было – все христиане, вне зависимости от богословских тонкостей, - люди Писания, доброе отношение к которым предписано Кораном.

Еще одной отличительной чертой некрасовцев было соблюдение «170 заветов Игната», записанных в «Игнатовой книге». Среди них были такие заповеди, как «за брак с иноверцами – смерть» или «за убийство члена общины закапывать в землю».

Переселение в Османский Халифат

Спустя каких-то пятьдесят лет после переселения на Дунай некрасовцы вновь были вынуждены сниматься с места и уходить дальше. Все из-за разногласий с запорожскими казаками, которые наступали на эти земли. Некрасовцы разделились на две группы, одна из которых осела на побережье Эгейского моря, другая — в Анатолии, на озере Майнос (или Куш). Появилась целое селение со своей церковью, которое получило турецкой назвали Казак-кёй, т.е. казачья деревня. Так они прожили вплоть до начала двадцатого века, сохраняя свои обычаи и веру.

Но из-за усиления налогового бремени, воинской повинности и изъятия части земель на озере Майнос в пользу мухаджиров (беженцев-мусульман с потерянных османами территорий) в 1914 году некоторые казаки стали переселяться на историческую родину, вопреки заветам Игната «при царе в Россию не возвращаться». Впрочем, царю сидеть на троне как позже выяснится, оставалось совсем не долго. При этом репатриация не была массовой. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах. Лишь спустя 50 лет, в 1962 году уже из республиканской Турции в Советский Союз вернулись почти полторы тысячи некрасовцев. Сегодня их потомки живут в Ставропольском крае.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: