Лунный календарь Программы

Русские солдаты имама Шамиля. Лунный календарь

Пожалуй, одним из самых известных героев Кавказа является имам Шамиль. Бросивший вызов царской империи и сопротивлявшийся ее огромной военной машине без малого 25 лет. Но не многие знают, что гражданами имамата, в числе всех прочих, были православные христиане из числа беглых солдат и офицеров русской армии.

Следует отметить, что до этого Россия разбила войска Наполеона всего за два года и располагала, пожалуй, одной из самых сильных армий мира. Разумеется Шамиль не сразу стал руководить горцами, первым имамом был его друг Гази Мухаммад, избранный в 1829 году. Именно он объявил и возглавил газават – атиколлониальную и социально-политическую борьбу горцев. В 1832 году имам вместе с товарищами попал в осаду, где и погиб, в то время как Шамиль, весь израненный, вырвался из окружения. Вторым имамом стал Гамзат-бек, но и он руководил не долго, всего несколько лет. В 1834 году, после его гибели, имамом стал Шамиль и оставался им вплоть до своего пленения в 1859 году.

Он обладал недюжинным военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой и настойчивостью. Апогей его власти пришелся на 1843-1847 годы. В это время Шамилю удалось объединить почти всех горцев Дагестана и Чечни. Но не только объединением был славен имамат. Борьба за свободу для Шамиля была не отделима от установления социальной справедливости. Он провел огромное количество успешных реформ, Шамиль фактически продумал и осуществил в Имамате экономическую и правовую революцию:

  1. Были отменены рабство и феодальная зависимость крестьян; ликвидированы на 25 лет сословия, было обеспечено относительное равенство между всеми гражданами;
  2. Разработана и осуществлена правовая реформа на основе шариата;
  3. Из ликвидированной собственности ханов и прочих феодалов образована собственность общенародная – байтулмал, которая использовалась для обеспечения равных экономических возможностей всех граждан независимо от национальной и конфессиональной принадлежности;
  4. Была осуществлена четкая социальная и правовая политика по защите интересов всех граждан, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности.

И да, я не оговорился о разных конфессиях в составе имамата. Гражданами его были не только горцы, но, как это ни странно, также русские и поляки, исповедовавшие свою религию. Вообще в имамате проживало более 60-ти национальностей. Феномен решения этнических проблем в государстве Шамиля, к сожалению, плохо исследован до сих пор.

Немало беглых и бывших пленных царских офицеров и солдат принимало участие в борьбе горцев. Имам их очень ценил и оберегал. Слава о Шамиле, о его справедливом и демократичном государстве доходила до царских крепостей и укреплений, до казаков и гонимых властями староверов. Многие солдаты и офицеры, прошедшие через жестокие и кровопролитные сражения с армией Шамиля, видевшие ее героизм и отвагу, в душе симпатизировали противнику, и считали справедливой борьбу против царских колониальных войск.

Цитата:

9 января 1842 год. Весьма секретно. Вашему превосходительству известно, что до сих пор наши военные дезертиры считались у чеченцев ясырами и принуждены исполнять самые трудные работы. Каждый военный дезертир составлял собственность того чеченца, которым был пойман. Ныне Шамиль изменил этот народный обычай и постановил давать свободу всем военным дезертирам.

Из рапорта начальника левого фланга Кавказской линии генерал-лейтенанта Мелентия Ольшевского.

Не удивительно, что некоторые солдаты, узнавшие об этом решении Шамиля бежали к имаму и верно ему служили. В горы их толкали крепостническая эксплуатация, произвол и гнет командования. Русские армейские специалисты, наряду с польскими и венгерскими легионерами, обучали кавказцев военным наукам, артиллерийскому и инженерному делу, картографии. Многие стали вольными горцами и отважно воевали, были хорошими разведчиками. Побеги особенно возросли в 40-х годах ХIХ в., когда в армию стали брать людей из западных губерний Российской империи, и когда Шамиль стал одерживать победы.

Для пленных и перебежчиков вблизи Ведено – столицы имамата был построен отдельный поселок с церковью. Одиноких русских крестьянок или казачек, отбившихся от родного дома, Шамиль селил в этой деревне. Они могли там выходить замуж по своей воле, причем один из поселенцев исполнял при венчании обязанности священника. Если же кто из христиан добровольно принимал ислам, то такому предоставлялся земельный надел и право жениться на мусульманке.

В 1840 г. Шамиль писал своим наибам: «Знайте, что те, которые перебежали к нам от русских, являются верными нам, и вы тоже поверьте им. Эти люди являются нашими чистосердечными друзьями… Создавайте им все условия и возможности к жизни».

Русские, число которых в армии имама временами достигало нескольких сотен, отвечали взаимностью.

«…Дома Шамиля и его детей, – писал Абдурахман, зять имама, в своих «Воспоминаниях»,  были построены (солдатами) бесплатно, так как он их господин и кормилец. Если зимой выпадал снег на крыши его домов, то они сгребали снег лопатами и сбрасывали с крыши. Пищей для них являлась пшеница и кукуруза, привозимые из Чечни за деньги имама… Вот почему солдаты в разговоре называли его «наш царь Шамиль». Они сильно любили его… Если б Шамиль притеснял их и заставлял бы их соблюдать мусульманские обычаи, они убежали бы от него».

Из «Воспоминаний» Абдурахмана Гази-Кумухского.

Поляки были сосланы на Кавказ после подавления восстания 1794 года и позже из-за поддержки Наполеона в 1812 году. Количество их в горах измерялось тысячами, поэтому польское правительство в изгнании считало возможным даже поднять там новое восстание в союзе с Шамилем и вольными казаками. Они планировали пройти Украину и соединиться с сопротивлением в самой Польше. Но эти планы так и не осуществились.

Даже когда в августе 1859 г. в Гунибе имам дал свой последний бой, среди защитников укрепления находилось около 30 русских солдат-перебежчиков, до конца сражавшихся за своего предводителя. После капитуляции Шамиль был вынужден жить в Калуге, и туда иногда к нему приходили бывшие пленные и беглые русские солдаты. Пристав Аполлон Руновский вспоминал, что один из таких, как только увидел Шамиля, бросился к нему, схватил его руку и поцеловал. Потом пристав стал допытываться у солдата:

«- Зачем ты поцеловал у Шамиля руку? Ведь он уже не хозяин твой. В горах, может быть, вас и принуждал к тому, ну, а здесь для чего ты это сделал?

- Нет, - отвечал бывший пленник, - нас не принуждали целовать у Шамиля руку, а я это сделал так, по душе.

- Как же по душе?

- Да так, что человек–то он стоящий: только тем пленным и бывало хорошо, где Шамиль жил или где проезжал он. Забижать нас не приказывал нашим хозяевам, а чуть бывало, дойдет до него жалоба, сейчас отнимет пленного и возьмет к себе, да еще, как ни на есть, и накажет обидчика. Я сам видел сколько раз.

- Так он хорош был для вас, пленных?

- Хорош, Ваше благородие, одно слово – душа! И дарма, что в Христа он не верует, однако стоящий человек»

Из воспоминаний пристава А. Руновского.

В 1869 году император Александр Второй разрешил имаму совершить хадж. После того как в 1870 году Шамиль закончил паломничество, он отправился в Медину. Там предводитель горцев умер в феврале 1871 года и был похоронен на кладбище аль-Баки, рядом со сподвижниками пророка (мир ему).

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: