За и против Интервью

Где вы, мусульманские кулибы и джобсы?! За и против

Между научным потенциалом исламского мира и вкладом, который вносит в развитие своих технологий Запад, существует большой разрыв. Эту и другие проблемы отставания мусульманского мира, в сфере инновационных технологий, анализирует гость программы «За и против» - кандидат экономических наук , специалист в области управления венчурным капиталом Абдулмалик Степанюк.

Самым популярным в современном мире человеком из сферы IT является Стив Джобс. Считается что именно он стол у истоков создания многих устройств, без которых нельзя представить нашу жизнь, начиная от компьютеров, заканчивая различными гаджетами и графическим интерфейсом. В 2011 году Стив Джобс умер и на сцену вышел человек, чей вклад в современные технологии существенно выше – это конечно же Илон Маск. В свои 43 года Илон Маск является одним из самых успешных в мире бизнесменов в IT отрасли. Он строит будущее прямо на наших глазах. Это гений науки и техники, миллиардер и филантроп, основатель таких успешных и амбициозных проектов как PayPal, Space X, TeslaMotors, SolarCity, Hyperloop и еще ряд других компаний. Мусульмане давно утратили «пальму первенства» в области научных достижений и превратились лишь в потребителей того, что создают другие. И это подтверждает следующая статистика.

Мусульманские народы составляют около 23% населения мира. Их насчитывается около 1,7 млрд человек. Тех же евреев, например, всего 14 млн. Таким образом на каждого еврея приходится более 100 мусульман. Мусульмане представили миру всего 2 Нобелевских лауреатов в области физики, химии и медицины. Причем оба получили Нобелевскую премию после переезда на Запад. Небольшая еврейская община получила 79 Нобелевских премий.

В Организацию Исламской Солидарности входит 57 стран. Они тратят 0,81% своего ВВП на исследования и научные разработки. И это около трети международного уровня. При этом Израиль тратит 4,4% своего ВВП в научную сферу. США выделяет 2,9% на те же нужды. В 20-летний период между 1980 и 2000 гг Египту, Саудовской Аравии, Иордании, Кувейту, ОАЭ и Сирии удалось зарегистрировать всего лишь 367 патентов. В то время как Израиль зарегистрировал 7652 патентов, а крошечная Южная Корея 16328. Число ученых и инженеров работающих в области исследований и разработок в арабских странах составляет всего 371 на млн жителей. В то время как глобальное соотношение составляет 979 на млн. арабы составляют 5% мирового населения, но выпускает только 1,1 % книг в мире, большинство из которых является религиозной литературой.

В 2005 году Гарвардский Университет произвел больше научных трудов, чем 17 арабоязычных стран вместе взятых. Ни одно крупное изобретение не появилось в мусульманском мире за последние пять веков. В численном выражении в 41 преимущественно мусульманской стране с популяцией 20 % от общей численности населения мира менее чем 5 % научной продукции. 46 мусульманских стран сделали вклад в научную литературу мира всего лишь на 1,17 % процента. В то время как 0,89 % мировой литературы представлено Израилем, 1,66 % Индией, 1,48 % Испанией. Измениться ли ситуация в лучшую сторону? Что мешает мусульманам быть в авангарде научных достижений и технологических прорывов? Своим мнением поделится наш сегодняшний гость, кандидат экономических наук в области экономики и управления венчурным капиталом, автор многих публикаций в том числе один из авторов учебного пособия по управлению инновациями для МГУ им.Ломоносова. Абдулмалик Степанюк.

Отставание мусульман в науке

Известно, что Ислам поощряет знания, поощряет занятия наукой, но за последние пять веков исламский мир не подарил, не изобрел ни одно крупное изобретение. Почему в научно-техническом прогрессе исламский мир так отстал?

Я часто слышу такую формулировку вопроса, но немного не согласен с ней. Здесь, я думаю, нужно разделять Ислам, как религия, как некие территории и как мусульмане, как носители этой религии, носители научных знаний. В этом смысле, если разделить эти понятия, то Ислам, как религия нужно рассматривать отдельно, то есть тот научный потенциал, который заложен в Исламе. Но в контексте Вашего вопроса рассматривать две части остальные, то есть это исламские территории, где живут мусульмане и мусульмане, которые являются носителями и религии, и технологий, и научного прогресса. Если рассматривать исламские территории и территории, где сейчас живут мусульмане, да мы видим, безусловно, отставание в научно-техническом развитии, но как бы это пересекается и с другими частями света, такими как часть Африки, где не исповедуют Ислам и территории являются также отсталыми. Есть проблема территории, это раз, в силу исторических событий, в силу каких-то еще факторов.

Но есть мусульмане, которые сегодня в большей степени интегрированы в мировую науку, в технологии. Мусульмане присутствуют и в Силиконовой Долине и в различных научных центрах, университетах и т.д. в этом смысле говорить, что мусульмане сильно отстали и не занимаются научно-техническим развитием – будет немножко с натяжкой и будет с перекосом. Наверное, в этом смысле, если мы «болеем» за развитие среди мусульман научно-технических знаний, то возможно здесь нужно рассматривать проблему территорий. Но это вообще серьезный вопрос.

В контексте Вашего вопроса прозвучало, что за пять веков никакого открытия и т.д., глобальных изменений в научно-техническом прогрессе, здесь все-таки тоже, если подробно рассмотреть –ведь после того, как у мусульман закончился «золотой век» открытий, исследований и т.д. это все подхватила Европа. Сегодня если рассмотреть тот же самый Ренессанс (Возрождение) европейской науки – это все базировалось на исследованиях и открытиях мусульманских ученых. Почему так произошло? Я думаю. В силу причин, совсем не связанных с религией. Это сугубо мировые проблемы, на территориях мусульман были боевые действия, различные войны, междоусобицы. А Европа в этом плане находилась в «парниковом состоянии» смогла взять исследования мусульманских ученых и развить.

Достаточно посмотреть Энциклопедию Леонардо Пизанского, где совершенно в открытой информации, что человек способствовал развитию европейской науки переведя труды арабских ученых. И надо сказать, что то наследие, которое было в фундаменте эпохи Возрождения в Европе – это наследие греческой античной философии она тоже была переведена с арабского языка, с того, что сохранили арабские ученые. Поэтому здесь я вопрос бы очень расширил и занимался каждой ситуацией. Что делают сегодня мусульмане, как они интегрированы? Что делается на тех территориях, которые занимают мусульмане? И какая связь именно с религией, с Исламом? Исходя из этого, если вопрос так развернуть, тогда на него можно получить ответы, по каждому сегменту.

А есть какие-то факторы в Исламе, на Ваш взгляд, которые мешают научному прогрессу?

- В самом Исламе, как в религии?

- Да.

Конечно, этих факторов нет. Потому что Ислам сам по себе, в своей основе, в своем ядре способствует научному развитию. Ведь, если разобрать что такое научное познание и методы научного познания, сегодня это называется сиологией или более модное понятие бисимология - это все лежит в основе Ислама. Именно мусульмане, именно Ислам как религия дал основной метод научного познания. Это обобщение фактов, аргументов, различных знаний, приведение это все к единому мнению, то есть это метод дедукции, индукции, если хотите даже имперические методы - это все в основе Ислама.

До Ислама, до 6-7 века наука не знала этого, ведь в греческой науке филосифии это все было не систематизировано: были учителя и их ученики. А Ислам дал именно системное получение знаний. Сегодня в той философии, которую мы знаем, философия науки как гносеологии и бисемология в основе этого научного познания лежат именно исламские корни, то есть исследования в Исламе устроены по такому принципу. В самом Исламе заложен огромный потенциал к развитию, поэтому говорить о том, что в Исламе есть факторы, которые тормозят развитие - конечно, было бы неправильно. Единственное что есть факторы, которые уже носители религии, то есть мы являемся тем фактором, тормозящим. Потому что у нас, не секрет, в рамках религии различные разногласия. Мы заняты разногласиями, заняты спорами. И нам некогда осознавать Ислам, как осознавали его наши праведные предшественники, которые кстати говоря были учеными и в религии, и в светской науке. И тогда, это не сильно различалось все, потому что ученый, который занимался религией совершенно он мог взять любое естествознание и продвинуться на этом поприще.

Что отличает мусульман, которые дали, подарили миру великих ученых от мусульман сегодняшних?

Если коснуться психологического фактора, то все-таки на заре Ислама, когда государство мусульман создалось, грубо говоря из маленькой точки - из Мекки и Медины, и выросло в огромное административное объединение, был энтузиазм, наверное у всех мусульман, на пике развития религии, были Шариатские законы и у людей был подлинный энтузиазм к развитию. Еще были живы многие предшественники, которые знали и табиинов и табитабиинов и как бы религия не была так искажена, как мы сегодня наблюдаем. Видимо, все это явилось тем, что это было некое отличие обстановки, не самих мусульман, а обстановки скорее всего и она была фактором личным для развития наук и т.д.

Люди всегда понимали, что такое затрата, что такое прибыль. Здесь в этом плане, наверное все-таки вопрос психологии и внутреннего состояния, состояния, что ты находишься в части чего-то большого, то что развивается и это подстегивает тебя. В принципе, что мы видим сейчас и на Западе, то есть на Западе люди растут, дети они видят как все развивается, они ходят в Музей космонавтики и т.д. и это их подстегивает. То есть большой такой некий энтузиазм, скорее всего.

Есть ли ренессанс в науке у мусульман?

В недавнем отчете журнала "The Economist" говорилось о том, что научное возрождение мусульман идет полным ходом. Как Вы считаете, стоит ли воспринимать подобную информацию серьезно?

Опять же вернемся к первому вопросу, что значит возрождение мусульман? То есть возрождение тех территорий, которые занимают мусульмане сегодня, то есть это Ближний Восток и т.д. Наверное с натяжкой, я не могу сказать, что там развиваются какие-то технологии и научные открытия.

Что касается мусульман как таковых, которые интегрированы уже в мировое сообщество, научно-техническое, да конечно - это возрождение Ислама, поскольку мусульманин, это человек который не просто занимается наукой и техническим развитием, мусульманин который несет религию туда, где он находится, и мусульманин это прежде всего даъватчик. И плюс не надо забывать еще события последних десятилетий, когда многие известные ученые принимали Ислам, не будучи из среды мусульман. То есть говорить об этих мусульманах можно что это ученые и они мусульмане. В этом контексте, ссылаясь на этот журнал, можно говорить о том, что возрождение набирает обороты за счет того, что мусульмане интегрируются, но территории, которые занимают мусульмане говорить о каком-то развитии научно-техническом это, конечно, преждевременно.

Современная Турция и наука

В последние 10 лет наблюдается тенденция на увеличение расходов на исследования в Турции 10% ежегодно. Как Вы считаете может ли взять Турция на себя роль лидера в области научных достижений?

Турция может, конечно, взять на себя роль лидера, но есть определенные законы, которым подчиняется развитие науки. Я не смотрел структура расходов на науку, здесь сугубо все очень технически. Что значит на сегодняшний день научно-техническое развитие и структура расходов на него? Это прежде всего, поскольку мы не видим также в Турции каких-то выдающихся научных достижений и т.д., Турция первое, что должна сделать, это интегрироваться в научное-техническое сообщество. Это она уже делает. Я смотрел какие-то релизы, статьи и т.д., то есть в принципе это идет. Турецкие вузы, университеты они сейчас аккредитованы в большинстве университетов мира, это уже хорошо, то есть идет обмен специалистами. Это первое, что нужно делать и это уже делается это уже хорошо.

Второе, что нудно делать, и что во многих странах, к сожалению во многих странах не понимают, это тоже один из столпов развития научной сферы в любой стране - это начальное среднее образование. Если не развивать начальное среднее образование, то ни о каком научно-техническом развитии не может идти и речи, потому что научно-техническое развитие это очень долгосрочная сфера, то есть если вы сегодня авральным способом финансируете научно-технические разработки и фундаментальные исследования, то всходы этих зерен взойдут через 20-30 лет.

Поэтому здесь важно для Турции сделать, я надеюсь, что у Эрдогана грамотные советники, помимо интеграции в научно-техническую среду ему нужно, благодаря тому оно интегрировано, взять всю пропедевтику в целом и положить ее на начальное среднее образование в Турции, то есть должна сформироваться вот это пропедевтика. Затем уже, еще один столп - фундаментальные исследования. Если вы сегодня не финансируете фундаментальные исследования, вам завтра в науке делать нечего. Это начальная часть инновационного цикла любого научного развития. То есть фундаментальность, я не знаю, это стоит пояснить или нет, это область дающая знания, это область, которая неясно найдет она свое применение или нет, но тем не менее миллиарды долларов ежегодно в развитых странах выделяется на фундаментальную науку.

Сегодня без нее у вас не будет никакого научно-технического развития. И, кстати говоря, вот в жтом месте мне кажется, в Турции большой пробел, потому что я читал последние статьи по поводу научно-технического развития в Турции - это все касается разработок уже свершившихся на Западе. То есть говорится о достижениях солнечной энергии, альтернативной энергии в Турции, ветровой энергии, говорится о сборке каких-то бытовых приборов, но это все опытно-конструкторские разработки и нельзя их путать с фундаментальным исследованием. А эти вот фундаментальные исследование, которые привели к этой продукции - они сделаны все на Западе все равно. Поэтому если вы, а) не интергрированы в мировое сообщество научно-техническое, б) не реформируете среднее начальное образованое и с) вы не финансируете фундаментальные исследования - ваша наука никогда не будет развиваться. Если это понимают советники Эрдогана, я надеюсь, что это так, то у Турции действительно есть шанс в научно-техническом развитии, поскольку финансирование на сегодняшний день возможна в Турции. Потому что экономика Турции развивается за счет туризма, строительства и т.д. и в принципе это возможно. Если 3, как говорится, сектора турецкое правительство возьмет на заметку, то я думаю перспектива в этом есть.

Ученые-мусульмане в России

История показывает, что флагманы всех цивилизационных процессов новые технологии. Стало очевидным, еще задолго до бронзового века, что тот кто обладает технологиями, тот обладает силой, потому что имеет лучшие мечи, доспехи, орудия труда. В наше время это стало особенно заметно, когда технологии проникли во все сферы жизни от механики до экономики, оформившись в целые научные дисциплины. Интенсивность инновационных процессов в 21 веке определяют успешность государства, и как следствие стабильность и высокий уровень жизни населения.

Бизнесмен Бексултан Бузуртанов говорит: «На самом деле, самое важное, чтобы страна например хорошо получила взрывную историю с точки зрения инновации и науки, самое важное начать с начального образования. Это программа на 30, 40, 50 лет. Пример хороший Южная Корея, когда они 50 лет назад они поставили задачу, что каждый кореец должен стать инженером. Сейчас у них новая задача, что каждый инженер должен стать художником или еще что-то такое». 20 век для сегодняшнего постсоветского пространства стал действительно инновационным, начиная от электрификации домов заканчивая разработкой ядерного оружия.

СССР занимал лидирующие позиции в мире, что даже мог себе позволить заниматься распространением социалистической идеологии за пределами своих границ. С распадом Советского Союза разработка новых технологий пошла на спад. Но вопреки всем негативным процессам страна не исчерпала свой потенциал. «Задача государства создать условия для того, чтобы человек развиваться, а потенциал для развития он не ограничен. Так нас Всевышний создал, что у нас возможности огромные. Мы сами выбираем для своих детей, если бы в детстве я сталкивался с моментом, когда ребенок не показывает хорошие способности в каком-то направлении, родители плотно им занимаются - отдают его в кружок девочку или мальчика. И через какое-то время ребенок начинает показывать великолепные способности в этом направлении. Именно главное распознать и главное дать людям, детям развиться» - делится мыслями Бексултан. Становиться очевидным, что в какой-то момент развивая военные технологии работа велась в ущерб гражданскому направлению и теперь, вынужденные покупать гражданские технологии у конкурентов, начиная от сельскохозяйственной техники и заканчивая цифровыми устройствами происходит безнадежное отставание. Потому как во многом средства тратятся на их приобретение, а не на собственную разработку.

Юрий Михайлов - главный редактор издательства «Ладомир» говорит: «Все страны так или иначе соревнуются, но особенность наше времени - это резкое ускорение темпов развития цивилизации в отдельных странах резко. То есть если мы говорим об отставании, то например, то что касалось моей молодости, мы может мы отставали на 5 лет, говорили можно наверстать, то отставание на 5 лет пяти годам и соответствовало. Сейчас, условно, те 5 лет может быть месяц». Эксперты отмечают, что одной из ключевых проблем отечественной инновации является оторванность между наукой и производством, когда производством в полной мере не используется научный потенциал, в частности, научно-исследовательских институтов, которые призваны быть мозговыми центрами социальное-экономических и политических процессов. «То, что мы сегодня наблюдаем, в плане конфликте по сути между учеными в лице Академии наук и властью говорит о неумении выстраивать диалог таким образом, чтобы он носил продуктивный характер. То есть академическая среда - она декларирует свою особость, то есть науке нельзя указывать, как ей развиваться. А власть или минимум средств, не желает идти в рамках этой парадигмы и говорят, что вы, мол, должны доказывать свою целесообразность».

Но снова возвращаясь к истории и богатому опыту человечества мы увидим, что при должной политической воле и государственной поддержке тот технологический отрыв, который мы сегодня наблюдаем вполне преодолим. Просто элитам надо этого действительно захотеть и результат не заставит себя ждать.

Илон Маск и арабы

Хотелось бы поговорить о таком гении современной инженерии - Илоне Маске, который, по всему видимому, в скором будущем осуществит мечту своего детства - по колонизации Марса. Первые шаги, в принципе в этом направлении уже есть, его компания SpaceX и ее детище Falcon9 - ракета. Как Вы думаете почему исламские руководители исламских стран богатейших таких как ОАЭ, Катар - они не вкладывают деньги в подобные проекты, а тратят на всевозможную мишуру в виде спорткаров дорогих, строят небоскребы, возводят острова, с чем это связано вообще, как Вы думаете?

Это не такой простой вопрос, вопрос осуждения каких-то арабских инвесторов, здесь вопрос все-таки развития. В принципе, вопрос даже наверное звучит шире, почему никто в мире это не делает, да? Но мы видим объективное развитие США на протяжении 20 века, то есть эта сложившаяся Силиконовая Долина, она кстати говоря, сложилась само по себе спонтанно, в отличие от таких же объединений в других странах. Эту атмосферу именно научных разработок, исследований, атмосферу научного творчества создали там, она создалась там. То есть говорить о том, что другие страны так не делают, так сложилось: потекли туда умы, потекли инвестиции и выросло то, что выросло. И Илон Маск как бы также приехал.

Все думающие люди стремятся туда, потому что есть атмосфера, есть понимание. Это совершенно другой инвестиционный климат. Люди не думают там об инвестициях, как думают в другом мире, ставя инвестиции и денежные ресурсы на какой-то пьедестал. Там совершенно другая атмосфера, там на пьедестал возводятся как раз знания, инновации и как бы люди рискуют и поэтому так сказать то, чем я занимался всю жизнь - венчурным бизнесом, венчурный бизнес сложился именно там. Поэтому как-то сравнивать, почему там вкладывают, здесь не вкладывают - это действительно развитие, это восприятие инвестиций, это восприятие экономики и я думаю, что вопрос очень сложный. Поскольку есть попытки, например попытка в Китае создать нечто подобное Силиконовой Долине и даже скопировать Сан-Франциско как город, то есть даже так, чтобы создать атмосферу. Была в 80-е годы попытка в Японии создать город Цукубо, город ученых, которая также провалилась. То есть объективное такое экономическое развитие. Поэтому, я думаю, что оно так и будет продолжаться, пока где-то в мире не будет такой же атмосферы для думающих людей, для творческих. Это ведь в комплексе все, это не просто деньги, не просто инвестиции, это атмосфера, то есть там хорошо жить, там хороший климат, там хорошие экономические условия, хорошие законы, это все в совокупности дает такие всходы. Поэтому это уже так сложилось. И я думаю, что это объективная реальность, повторить это очень сложно, это надо менять очень многое.

Покорение космоса

Мы с Вами косвенно затронули тему космических технологий. Как лично Вы относитесь к идее покорения космического межзвездного пространства? И не кажется ли Вам, что человечество чересчур увлеклось изобретением всевозможных развлекательных игрушек вместо того, чтобы стать неким прототипом тех путешественников-первооткрывателей, которые были раньше и вместо этого мы копаемся в пыли?

Вообще кажется. Кажется по двум соображениям. Первое соображение это сугубо религиозное, в религии есть понятие исраф - то есть это напрасная трата денег. Но есть еще аспект научный, я объясню какой он: есть совершенно четкие научные положения о жизни инноваций, то есть любая инновация живет какой-то свой период и живет его в разных качествах, от генерации инновации через устойчивое финансирование и т.д. И есть в этом процессе такое понятие как вульгаризация инноваций.

Я приведу пример чего это касается вульгаризация инноваций - вот у Вас наверняка есть смартфон и есть функции, например их процентов может быть 10, у кого-то может быть 20, у кого-то может быть 7 - те функции, которыми мы не пользуемся, категорически никак и никогда и есть функции, определенный процент, которыми не пользуются 100% людей, может быть 99% людей. Вот это понятие получила название вульгаризация инноваций, ведь на эти инновации все равно потрачены инвестиции, то есть люди разрабатывали, потрачены деньги, силы и т.д. И вот это понятие, как бы любая инновация - она не может без этого, то есть все равно останется процент неиспользованности этой инновации. Если рассматривать в этом контексте полеты на Марс то, я возможно ошибаюсь, но мне кажется вот та вульгаризация инноваций, которая есть там - она составляет больший процент, может быть даже больше половины процента, может быть даже 70% от полезных свойств и пользы, которые извлечет человечество. Опять же я говорю, может я ошибаюсь, но на мой взгляд это так.

И плюс еще если взять в абсолютных суммах, та вульгаризация, которую мы наблюдаем в бытовых приборах, в абсолютных суммах она ничтожна. Я не знаю сколько на эти 3-5% ушло инвестиций, ну наверное млн 5-10 долларов. Здесь, Вы представляете да, сумма в десятки млрд долларов. И вот эта вульгаризация инноваций, на мой взгляд, она непозволима просто. Поэтому я считаю, то что Вы сказали, человечество увлеклось. Хотя может быть я ошибаюсь, может быть если мне докажут полезный эффект от полетов а Марс, от станций на Марсе, может быть какие-то и скрытые возможности, может быть скрытые ископаемые, которые облегчают жизнь людям - возможно и так.

Но я думаю, что это огромная вульгаризация инноваций. Конечно, есть другие примеры больших технологических рывков - это альтернативная энергетика и сейчас вот модное понятие блокчейн - это все будет развиваться, но я не думаю, что произойдет огромный разрыв между одной частью мира и другой. Поскольку параллельно с этими рывками развиваются и коммуникационные каналы. Если это будет также развиваться как сейчас, помимо Интернета, еще и вот новая технология блокчейн, то я думаю, что мы увидим как раз наоборот смягчение разрыва между одной частью мира и другой. И я надеюсь на это. И более того, я работаю над таким проектом, который как раз и будет лежать в том поле связи всех частей мира в это общее пространство. Поэтому я думаю, что технология как раз придет на помощь, чтобы размыть границы. То есть я в это верю, я над этим буду тоже работать и я не один. Поэтому скорее всего не думаю я, что есть такие технологии, которые увеличат пропасть. Все равно эти коммуникационные связи, все равно все это сейчас меняется и потом мы постоянно видим что-то новое. Мы сегодня не можем сказать, что будет через 10 лет. Мы не знали вчера, что будет рынок криптовалют, а сейчас мы уже видим как блокчейн, на основе которого лежат криптовалюты, вышел в гражданскую сферу и завоевывает уже другие поля управления миром вообще. Поэтому, я в этом плане оптимист. Я верю, что все будет намного лучше, чем звучит в этом вопросе.

Выводы

Определенно, каждый мусульманин не может быть ученым, изобретателем или новатором. Но все мы можем создать в своих обществах благоприятную среду для того, чтобы они появлялись. Как это сделать? Воспитывать своих детей соответствующим образом. Ведь в том, что среди нас перестали появляться ученые типа Ибн Халдуна или Аль-Кинди виноваты мы сами. А пока мусульманам остается лишь наблюдать за своим положением, когда они практически во всем зависимы от других и беспомощны в первую очередь в своих же глазах.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: