Лунный календарь Программы

Имам Малик не стеснялся говорить: “Я не знаю!” Лунный календарь

Имам Малик - один из наиболее выдающихся исламских ученых. Он снискал глубочайшее уважение своих современников, а его мазхаб сегодня наиболее распространен в Северной и Западной Африке, Кувейте и Бахрейне. Именно эта правовая школа была главной в мусульманской Андалусии.

Для регистрации в онлайн-академии «Медина», рекламу которой вы видели в этой передаче, пройдите по ссылке.

"Если вспоминаются ученые, то Малик – сияющая звезда», - говорил о нем его самый известный ученик, имам Шафии.

Один из наиболее выдающихся исламских ученых, он снискал глубочайшее уважение своих современников. А мазхаб, названный в его честь, сегодня наиболее распространен в Северной и Западной Африке, Кувейте и Бахрейне. И именно эта правовая школа была главной в мусульманской Андалусии.

Детство и учеба

Малик ибн Анас родился в йеменской семье в Медине в 93 году по Хиджре. Его дед был учеником самого халифа Умара (да будет доволен им Аллах) — неудивительно, что семья была религиозная. С раннего детства Малик начал изучать хадисы. Именно они вызывали у него наибольший интерес. Говорят, живя в Медине, будущий ученый разыскал более 300 табиинов, чтобы услышать слова Пророка (мир ему) от них.

Среди первых учителей Имама Малика — Ибн Хурмуз. Есть сведения, что одно из важнейших качеств, которому он у него научился, было умение говорить «Я не знаю» в тех ситуациях, когда ответ не очевиден. Передают даже, что на большинство вопросов Малик отвечал: «Я не знаю».

Учился он у имама Ибн Шихаба аз-Зухри, Нафии мауля ибн Умара, встречался с Абу Ханифой. Можно только представить, какой огромный объем знаний накопил Малик в еще довольно молодом возрасте. Но он так и не начинал выносить фетвы — пока семьдесят ученых не дозволили ему этого делать.

Научное поприще и политика

Малик испытывал такое благоговение перед словами пророка (мир ему), что даже читал их по-особому. Когда его просили передать хадис, имам Малик сначала совершал омовение, затем двуракатный намаз, расчесывал бороду, умащивая ее благовониями, и лишь потом приступал к рассказу.

Каждую фетву он выносил осторожно, нередко очень долго ее обдумывая. Сам он признавался, что этот процесс может затянуться на 10 лет. Может, именно поэтому на собраниях, которые он проводил, никогда не было ссор или жарких дебатов. Когда кто-то задавал вопрос для того, чтобы поспорить, имам Малик просто игнорировал этого человека.

Тем не менее, однажды он оказался втянут в политический скандал. В результате клеветы его приговорили к публичному наказанию. Имама Малика били кнутом. И тянули руку так, что она вышла из плеча. Впрочем, впоследствии правитель принес свои извинения знаменитому ученому.

Имам Малик (да смилуется над ним Аллах) прославился как один из лучших знатоков хадисов, и стал автором сборника «Аль Муатта». Туда он включил лишь тщательно отобранные высказывания и рассказы, в которых не сомневался. Некоторые ученые считают, что эта книга, скорее, посвящена фикху, ведь в ней Малик привел немало аспектов, на основании которых он выносил фетвы.

Среди источников, на которые имам опирался при вынесении правовых решений, после Корана он ставил Сунну. Причем, к Сунне Малик относил не только изречения и поступки пророка (мир ему). Туда же входили и фетвы, вынесенные сподвижниками, и поступки и пример мединцев. Именно последние стали главной отличительной чертой маликитского мазхаба.

Имам Малик считал одним из шариатских доводов единогласное мнение жителей Медины. Он опирался на поступки мединцев, поскольку сам жил в Медине и имел возможность общаться с ними.

Малик считал эпоху правления четырех праведных халифов самым лучшим временем. Однако он всегда сторонился политических дискуссий. Даже в то время, как многие были недовольны тем или иным правителем, он говорил, что мятежи и бунты — не метод. На тиранов нужно воздействовать словом, увещеванием.

Смерть

К концу жизни имам был сильно болен. Он даже перестал посещать мечеть, а занятия с учениками проводил дома. Его авторитет был так высок, что его главный труд даже предлагали сделать обязательным к обучению. Но он отказался от этого. Суфьян Бин Уйяна говорил, что «Медина разрушится после смерти Малика».

Ученый прожил немногим больше 80 лет и скончался, по мнению большинства ученых, в 179 году по Хиджре в родной Медине. Там же он и похоронен — на знаменитом кладбище Джаннат уль-Баки. Известно, что перед смертью имам произнес Шахаду, а затем прочитал строки из Корана: «Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого». (30:4).

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: