Лунный календарь Программы

Имам, сокрушивший еретиков и нововведенцев. Лунный календарь

Ученик знаменитого имама Аш-Шафии. Он стойко сопротивлялся ереси мутазилитов, отрицавших, что Коран - речь Аллаха. Его называли образцом мужества и честности, а аббасидский халиф почитал его, как своего учителя. История имама Ахмада ибн Ханбаля - яркий пример борьбы за очищение истинной религии от ереси.

Детство и учеба

Имам Ахмад (Рахматуллахи алейхи) родился в 164 году по хиджре в Багдаде. Когда он был ещё младенцем, в возрасте тридцати лет умер его отец, и мальчика воспитала мать. Его полное имя - Абу Абдуллах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль аш-Шайбани аз-Зухли.

В детстве мать отдала мальчика в школу для изучения Корана и сунны. Получив базовые знания, 16-летний Ахмад приступил к хадисоведению. Уроки брал у кадия Абу Юсуфа, ученика самого Абу Ханифы. Получив знания у великих багдадских ученых и мухаддисов, юноша не стал останавливаться на достигнутом и отправился в Куфу, Басру, Мекку, Медину, Йемен, Сирию и другие регионы.

За свою жизнь он получал знания у величайших ученых своего времени. Помимо имама Аш Шафии основателя Шафиитского Мазхаба, он так же брал уроки у имама Ибрахима ибн Саада и Суфьяна ибн Уейна. Последний был известным ученым, передатчиком хадисов из Мекки, у которого учился и сам имам Аш Шафии. Знаменитый ученый Абу Бакр аль Байхаки назвал аш-Шафии учителем, имевшим наибольшее значение для имама Ахмада. Именно к аш ШАфии он был особенно привязан. Это хорошо видно из рассказов в его книгах. Сам учитель также глубоко уважал имама Ахмада за искренность его намерений и умение накапливать знания. Более того, Аш-Шафии сам обращался к имаму Ахмаду каждый раз, когда испытывал трудности в тонкостях хадисоведения. Он отзывался о нем как о человеке «обладающим глубочайшими познаниями в делах хадисов». И немало именитых ученых современников говорили об Ахмаде ибн Ханбале много хорошего.

Лучшим в наше время был Ибн ал-Мубарак, а потом этот юноша.

Если увидишь человека, любящего Ахмада, знай, что он следует сунне.

Если бы он жил в одно время с ас-Саури, ал-Ауза‘и и ал-Лайсом, то считался бы лучше них.

Кутайбу спросили: «Ахмада можно приравнять к табиям?» Он ответил: «К старейшим из них». Он же говорил:

Если бы не ас-Саури, то исчезла бы богобоязненность, а если бы не Ахмад, то люди исказили бы религию. Ахмад — имам этого мира.

Я считаю Ахмада более достойным, чем Са‘ид ибн Джубайр в своё время, потому что у Са‘ида были равные ему

Он так же говорил: «Аллах укрепил религию посредством ас-Сиддика (т. е. Абу Бакра) когда началось отступничество, и посредством Ахмада — когда началась михна».

Почему имама Ахмада называли защитником сунны

Но имам прославился не только как знаток хадисов. В историю Ахмад ибн Ханбаль вошел под прозвищем насыр-ус-Сунна, защитник сунны и вот почему. В те времена процветал мутазилизм. Причем, его популярность и влияние дошли до самых верхов: последователям псевдоучения оказывал покровительство сам халиф аль Мамун.

Мутазилитов назначали на высокие должности, их обличали властью, чем они не преминули воспользоваться. Увлекшись древнегреческой философией, они стали проверять исламскую акыду доводами античных мудрецов. То, что в исламе, по их мнению, противоречило разуму, отвергалось. Пожалуй, основным вопросом мутазилитской смуты была ересь о сотворенности Корана.

Будучи у власти, они стали насаждать свои убеждения силой и почти всех имамов и судей заставили признать их правоту. Многие алимы из страха смерти притворились, будто с ними согласны, кроме имама Ахмада и еще нескольких ученых. Неудивительно, что власти горели желанием склонить знаменитого имама и подобных ему на свою сторону. Ибн Ханбаля заключили в тюрьму и пытались буквально выбить из него признание сотворённости Корана, но все тщетно. Ни плети, ни побои не смогли сломить веру ученого.

Сам он был щуплого телосложения и переносил пытки очень тяжело. При избиении терял сознание, но, приходя в себя, все равно стоял на своем. Однажды в самый разгар преследований к нему пришел близкий друг и сказал: «Зачем тебе терпеть столько мучений? Сделай вид, что ты согласен с этими заблуждениями, формально откажись от своих убеждений, как сделали многие другие ученые. Притворись, что согласен, ради спасения жизни!» Имам Ахмад выглянул на улицу и увидел там толпу людей, которые ждали его решения. Он сказал: «Как я могу всех этих людей ввести в заблуждение?»

Сменивший халифа Мамуна у власти аль-Мутасым тоже подвергал имама бичеванию. Но популярность ибн Ханбаля была так велика, что ученого отпустили на свободу – побоялись народного возмущения. Так он оказался первым известным богословом, отказавшимся перед лицом двух халифов признать сотворённость Корана.

Окончательно имама оставили в покое лишь к концу его жизни, при халифе аль-Мутаваккиле, который отказался от Мутазилитской ереси и вернулся к традиционализму. Вот так, сила веры имама, его богобоязненность отстояли сунну пророка, С.а.с., вошли в историю и не остались забыты спустя тысячалетие. А мазхаб, названный его именем, до сих пор доминирует практически на всем Аравийском полуострове.

На этом, пожалуй, все. Смотрите канал Алиф ТВ и познавайте мир вместе с нами.

Полную версию передачи об имаме Ахмаде ибн Ханбале смотрите в данном видео.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: