Лунный календарь Программы

Абу Ханифа. История столицы халифата – это его история. Лунный календарь

Малоизвестные исторические факты из жизни имама Абу Ханифы (эпонима ханафитского мазхаба) раскрывают тайны основания древнего города и тонкости мусульманской богословской мысли.

Мечеть Абу Ханифы смотрит на реку Тигр, там, где она протекает через Багдад. История столицы халифата — это история его жизни. И его смерти. Но до этого еще далеко.

Содержимое

Встреча со сподвижниками Пророка (мир ему)

Итак. 699 год...

Началась эта история через 67 лет после смерти пророка Мухаммада (с.а.с.), когда ан-Ну‘ман ибн ас-Сабит, получивший впоследствии прозвище Абу Ханифа, родился в городе Куфа. Как указывается в некоторых источниках, у него была уникальная возможность живьем увидеть до 20 сподвижников-долгожителей. Передается, что он общался даже с самим Анасом ибн Маликом и с учениками Абдуллы ибн Масуда. Поэтому имама называют табиъином, т.е. тем, кто встречался с сахабом (сподвижником пророка, мир ему),

Ибн Хаджар: «То, как посчастливилось Абу Ханифе, не посчастливилось больше никому из его современников как Ауза‘и в Шаме, ас-Саври в Куфе, Малику в Медине, Муслим ибн Халиду в Мекке и аль-Лейс ибн Са‘д в Египте”.

Строительство новой столицы Халифата

762 год...

Когда Халиф аль-Мансур решает перенести столицу из Дамаска в другое место, он предложил выбрать место Абу Ханифе. Знаменитый ученый муж определяет: лучшей локацией будет изгиб Тигра — здесь легко построить защитные сооружения и коммуникации.

Абу Ханифа рисует на земле подробный план будущего великого города в полную величину: мечеть, дворец, рынок, резиденции халифа, форт. Он посыпал линии семенами хлопка. В безлунную ночь он поджег их: семена загорелись алмазным свечением, и Абу Ханифа провел правителя по будущему городу...

723 году...

Абу Ханифа происходил из очень обеспеченной семьи, в течении многих лет он занимался торговлей и был известен как крупный купец. Но не бизнес и прибыль влекли его, а исламские науки. Он получил блестящее богословское образование. Его главным учителем был прославленный Имам Хаммад ибн Абу Сулейман. Начиная с 22-летнего возраста, Абу Ханифа большую часть времени проводил в богословских дебатах и сразу зарекомендовал себя как выдающийся правовед.

Для строительства Багдада требуется масса кирпичей. Никакого контроля качества и размера этих изделий не велось. Имам Абу Ханифа рассчитал, каким должен быть размер и вес каждого кирпича. В каждой постройке должно быть ровно 1000 кирпичей. Строительство налаживается — так формируется архитектурный облик города.

Родоночальник диалектики

730-е годы.

У имама обучаются десятки лучших представителей тогдашнего Ближнего Востока. У него особый подход. Он не дает студентам готовых ответов на вопросы. Вместо этот имам устраивает, как говорят сегодня, мозговой штурм и делит их на две группы. Одной дает задание отстаивать аргумент. Другой — противостоять ему. Вывод рождается из столкновения двух противоположных мнений. Через тысячу лет этот метод вновь откроет Гегель и он станет известен как «гегелевская диалектика».

Один человек спросил Абу Ханифу о том, как купаться в реке: «Стоит ли мне повернуться в сторону Киблы?» «Нет, - ответил имам. - Тебе стоит повернуться к берегу и следить за своей одеждой».

Отказ от должности главного судьи

763 год...

Аль-Мансур предлагает Абу Ханифе стать главным шариатским судьей государства. Тот отказывается — желает остаться независимым от власть имущих. Приговор — 10 ударов плетью в день в течение 11 дней.

745 год...

Имам Абу Ханифа был самым влиятельным факихом Ирака. Именно в этот период начались выступления против власти Омейядов — тогдашней правящей династии. В непростые времена имаму пришлось вынести массу судебных решений. Абу Ханифа и его ученики разработали методику рациональных суждений на основе первоисточников ислама, суждения по аналогии и использования норм обычая как второстепенного источника права.

Середина 760-х годов...

Халиф Аль-Мансур повторно призывает Абу Ханифу занять пост верховного судьи. Тот снова отказывается. Приговор — 30 ударов плетью. Кровь стекает с ног имама. Его заточают в тюрьму.

Наследие Абу Ханифы

750-е годы...

На счету Абу Ханифы множество фундаментальных трудов – в том числе сборник хадисов «Муснад Абу Ханифы». Его ученики Абу Юсуф, Мухаммад аш-Шайбани, ЗуфАр и другие продолжили развивать его метод. Постепенно школа, или мазхаб, Абу Ханифы стала источником ответов на самые сложные и запутанные вопросы исламского права. Сегодня ханафитский мазхаб — самый распространенный в мире.

Однажды Абу Ханифа услышал: неподалеку кто-то упал с крыши. Тут же бросив все дела, он босой помчался к месту происшествия, помог пострадавшему, а потом навещал его до полного выздоровления.

767 год...

67-летний Абу Ханифа умирает в тюрьме. К тому моменту он провел там уже несколько лет. По одной из версий, его отравили в заточение по приказу того же Аль Мансура. В джаназа намазе (заупокойной молитве) участвовало более 50 тысяч человек.

Спустя 200 лет рядом с могилой Абу Ханифы была построена мечеть. В 1508 году ее разрушили воины династии Сефевидов. Но вскоре здание восстановили османы. Сегодня эта мечеть — одна из самых главных достопримечательностей иракской столицы. Ее золотой купол и часовая башня хорошо видны из любой точки старого города, который когда-то «придумал» богослов, факих и мухаддис, аль имам аль азам Абу Ханифа.

Полную версию об имаме Абу Ханифа смотрите в данном видео.

В этом разделе:

1 комментарий

  1. Предпочел смерть неправедному судейству согласно требований тирана-правителя, потому что знал, что будет спрос за несправедливые решения перед Аллахом в ссудный день.

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: