Ислам и Россия: XIV веков вместе Программы

Как спасали ислам в СССР? Ислам и Россия: XIV веков вместе

Кто эти выдающиеся люди, которые ценой собственной безопасности и даже жизни отстаивали право мусульман Советского Союза следовать своей вере. В этом выпуске программы "Ислам и Россия: XIV веков вместе" рассказывается о том, как московский имам вещал по радио на страны Персидского залива, почему богослов из Елюзани Пензенской области вынужден был притворяться сумасшедшим и как удалось спасти столичную мечеть от сноса в преддверии Олимпиады 1980 года. Специальный эксперт цикла "Ислам и Россия: XIV веков вместе" - историк и документалист Ахмад Макаров.

Проект "Ислам и Россия: XIV веков вместе" посвящен непростой и порой трагичной, но нашей общей истории. Его герои - выдающиеся личности, оказавшие большое влияние не только на своих единоверцев, но и на всю страну в целом.

Вот так выглядела типичная московская квартира в 50-х годах прошлого века. Уже тогда, в преддверие оттепели, здесь можно было часто услышать увлекательные беседы на темы судеб страны, ее истории… и религии. В одной из таких квартир как-то вечером собралась группа людей. Они говорили по-татарски. Все они знали друг друга, большинство были родом из одной деревни. Раздался звонок в дверь. Гостем был человек, которому предстояло сохранить мусульманские традиции в советской Москве.

Сегодня речь пойдет о советских мусульманах, которым зачастую приходилось исповедовать свою религию тайно, под угрозой тюрьмы, но которые смогли выстоять и отстоять свое право верить, следовать требования ислама, получать и давать религиозное образование детям.

Ахметзян Мустафин. Биография мусульманского активиста

Итак, был ли вообще ислам в СССР? Считается, что более-менее соблюдать религиозные нормы могли лишь мусульмане Северного Кавказа и Средней Азии, а вот в Поволжье было сложнее - в горах и отдаленных кишлаках не спрячешься. Еще тяжелее тем, кто жил в Москве и Ленинграде - под зорким оком КГБ.

На самом же деле для ислама неважно, есть ли горы или нет, неважно, сколько вокруг чекистов - главное, чтобы сердца у людей оставались чистыми и была тяга к Богу.

Ахметзян Мустафин - пример такого человека. Он родился в самом начале прошлого века. В детстве учился в знаменитом тогда медресе “Мухаммадия”. Но вот высшего религиозного образования официально получить не смог - по всей стране уже прокатилось так называемое триумфальное шествие советской власти. Тогда он сам нашел себе учителей и постигал богословие в частном порядке. Затем - учеба в Казанском госуниверситете и работа. Внешне он ничем не отличался от миллионов других советских граждан. Все изменилось, когда Мустафин перешагнул 50-летний порог…

Это Московская историческая мечеть. Еще в 1915 году здесь открыли медресе. Имелось много планов. Но им не суждено было осуществиться. В 1936 году репрессировали имама - Абдуллу Шамсутдинова. В самой же мечети поочередно располагались типография и штаб гражданской обороны, военкомат и отделение ДОСААФ. Статус соборной мечети перешел к молельному дому на Выползовом переулке. Здесь время от времени встречались московские мусульмане. Но ни о каких открытых религиозных занятиях и речи идти не могло.

Вернемся в ту квартиру, в тот день, в конце 50-х годов. Прихода муллы все ждали с нетерпением. Вот только муллой Ахметзян-хазрат был неофициальным. Но от этого его никто меньше не уважал. Ученик самих Галимджана Баруди и Хамидуллы Альмушева пользовался авторитетом у московских мусульман. Правда, люди старались свое отношение особо не афишировать: как бы чего не вышло. Да и все прекрасно помнили о судьбе тысяч имамов, сгинувших в 30-е годы в застенках НКВД.

Когда Мустафин вошел в квартиру, его ждал сюрприз. Среди собравшихся был еще один имам - сам муфтий Шакир-хазрат Хиялетдинов. Он приехал из далекой Уфы. Ахметзян тут же предложил ему возглавить маджлис (религиозное собрание) - как и положено по исламу. Но тот отказался: проводи, мол, сам, а мы послушаем. Говорят, 52-летний Ахметзян чувствовал себя, как школьник на экзамене. После маджлиса Шакир-хазрат поговорил с ним, а потом… предложил стать вторым имамом Московской соборной мечети. Так Ахметзян Мустафин из неофициального имама стал официальным. При нем столичная мечеть обрела новую жизнь.

В то время главным имамом Московской соборной мечети был Камаритдин Салихов. Прекрасно образованный человек, он свободно владел арабским, хорошо разбирался в богословии. Салихов выступал по-арабски на радио - передачи транслировались на страны Персидского залива. Но он также обладал замечательными навыками дипломата. При нем мечеть посещали первые лица иностранных государств - главы Ирана, Индонезии, Сирии... Он сопровождал 20 советских мусульман в хадже, вместе с ними побывал в Аль-Азхаре. Его стараниями в мечети появилось административное здание - для встреч с иностранными гостями. Каждый день в единственный в Центральной России дом Аллаха приходило до 200 человек, а в праздники - до 3000.

Вторым имамом Мустафин стал в 1956 году. Он пробыл в этой должности до 1964-го. После смерти Камаратдина Салихова Ахметзян-хазрат занял пост первого имам-хатыба. Теперь ему предстояло отстаивать права прихожан мечети и ее саму. Верующие старались скрывать то, что верят в Бога, посещают молельный дом. Вся жизнь прихода контролировалась Советом по делам религий. Именно с ним Мустафину приходилось бороться, например, за то, чтобы на втором этаже открыть женский зал, установить репродуктор в подвальном помещении или покрыть купол золотом. Он делал все, что было в его силах. Но главное “сражение” - за само здание мечети - ему предстояло дать в 1980-м году.

Насибулла Аипов

В те годы подобная борьба велась не только в Москве, но и в местах, где ислам исповедовали веками. Мы хорошо помним имена имамов, которые сделали все, чтобы донести до сегодняшнего дня свет веры и богословские традиции. Среди них Ахматзаки-хазрат, шейх Мухаммад-Садык, шейх Хиндустани, Габдульхабир-хазрат и многие другие. Особняком стоит имя Насибуллы Аипова.

Он жил в Средней Елюзани. Там Аипов собрал вокруг себя целый класс. Безусловно, имам сразу оказался на особом контроле у местных властей. Для того, чтобы его не трогали, Насибулла-хазрат раз в месяц гулял по аулу с топором и в итоге получил справку о психической невменяемости. Он учил людей основам веры и арабского языка, правилам совершения намаза, в конце концов, он учил их любить Аллаха и поклоняться Ему. Удивительно: среди его учеников был даже сын председателя сельсовета! Для преподавания использовались старые книги дореволюционного издания, а когда их не оставалось, то делали копии, нередко переписывая потрепанные листы на кириллицу. Об этом нам расскажет наш постоянный эксперт Ахмад Макаров.

Снос мечети из-за летней Олимпиады 1980 года

Главное событие в СССР в 1980 году - летняя Олимпиада. Главный ее центр - новый спортивный комплекс “Олимпийский”. По мнению партийных функционеров, строительству мешала единственная столичная мечеть. Было принято решение снести дом Аллаха: дескать, “культовое сооружение не может соседствовать с объектом международного значения в стране победившего социализма”. Мечеть убрали из планов города - она не отмечалась на картах до 1987 года.

Ахметзян Мустафин мобилизовал всех прихожан. Вместе с председателем приходского совета Абдулкадыром Валитовым они обратили внимание на ситуацию дипломатического корпуса мусульманских стран. В адрес московских и союзных властей последовали письма и телеграммы, звонки и визиты с просьбами сохранить мечеть. Большую роль сыграло то, что среди прихожан было много ветеранов Великой отечественной. Дом Аллаха отстояли. Правда, через два месяца был убит Абдулкадыр Валитов. И хотя расследованием занималось КГБ, найти виновных так и не удалось.

Сегодня на месте старой Соборной мечети - новая, более вместительная и красивая. Но вряд ли она была бы построена, не защити тогда Мустафин эту территорию от посягательств советских чиновников. Результатом этой борьбы стало то, что постепенно мусульмане почувствовали единение перед общей угрозой. Вскоре в Москве уже проводились еженедельные встречи верующих, начались официальные занятия. А спустя несколько лет, была открыта и старейшая московская мечеть.

Эти усилия имамов, помимо прочего, стали огромным вкладом в гуманизацию всего советского общества и государства. Благодаря в том числе и им, в СССР начались эпохальные преобразования.

Все, что имеют сегодня российские мусульмане, - плоды уроков и стараний тех самых имамов, работавших в условиях, когда религия официально считалась дурманом и пережитком, а еще простых людей - бабушек и дедушек, которые, несмотря ни на что, хранили традиции, знания, книги и передавали их своим детям и внукам под страхом лишиться работы и статуса. До самой смерти они просили у Аллаха, чтобы Он выбрал из потомства кого-то, кто бы продолжил их путь. И сегодня каждый мусульманин в нашей стране, вознося дуа, должен вспоминать их - тех, кто сохранил медресе и мечети и оставил самое дорогое, что у нас есть – нашу веру.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: