Ислам и Россия: XIV веков вместе Программы

Мусульмане иудейской империи. Новое о Хазарии

Большинству людей Хазарский каганат известен как крупное и мощное иудейское государство. Однако мы расскажем о Хазарии с другой стороны: в каганате жило множество мусульман, существовали целые города, населенные последователями ислама, а сама уникальная империя тесно сотрудничало с Халифатом. И свидетельства этого мы можем наблюдать и сегодня, причем в самых неожиданных местах. Неизвестные факты — в новом выпуске программы "Ислам и Россия: XIV веков вместе".

Специальный эксперт цикла "Ислам и Россия: XIV веков вместе" - историк и документалист, руководитель отдела культуры ДУМ РФ Ахмад Макаров. Проект "Ислам и Россия: XIV веков вместе" посвящен непростой и порой трагичной, но нашей общей истории. Его герои - выдающиеся личности, оказавшие большое влияние не только на своих единоверцев, но и на всю страну в целом.

Содержимое

Хазары

Десятник хазарской гвардии Худайберды стоял на крепостной стене. Несмотря на теплый халат, одетый поверх кольчуги, и войлочный подшлемник, ему было холодно – зима, северные степи, ветер. Да, это не родной его Хорезм, оставленный 2 года назад! Но он не мог, не имел права уйти. От нечего делать Худайберды начал выцарапывать на стене «я не сплю на посту», разумеется, на своем родном огузском языке. Совсем еще не старый Худайберды новый, арабский, алфавит только осваивал по аятам Корана.

Сегодня речь пойдет о загадочной стране, память о которой увековечена в пушкинских строках: «Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам». А еще многие слышали различные конспирологические теории об иудаизме в Хазарии. Что же там происходило на самом деле, и какую роль реально сыграло это могучее тюркское государство в истории ислама в России?

Худайберды писал рунами. Тем более, что и меловая стена крепости отнюдь не располагала к замысловатому плетению арабской вязи. Потом его сменят булгарские воины или природные хазары, и они все смогут прочитать привычную руническую надпись. Хотя некоторые из них тоже приняли ислам, но не умеют ни читать, ни писать по-арабски. А рунику понимают многие, даже аланы с мадьярами. Так рассуждал, стоя в карауле на стене хазарской крепости представитель группы, называемой аль-арсия, составившей хорезмийскую гвардию хазарского кагана. Время действия - IX век, место - северные степи Восточной Европы – Поволжье, Дон, Крым, Северное Причерноморье. Простые воины, стоя в карауле, оставляли на стенах надписи, в то время, как в Западной Европе умение читать и писать в основном было тогда уделом монахов и священников.

Мусульмане Хазарии

Именно в это время, со второй половины VIII – начале IX века, начинается распространение ислама в Хазарском каганате – великом государстве, объединившем значительную часть Восточной Европы, и просуществовавшем свыше 3 сотен лет.

Когда говорят о Хазарии, то обычная ассоциация: хазары = иудеи. Однако археологические раскопки говорят об обратном. В хазарских городах, по крайней мере, с VIII века, кто только не жил. Были города с доминированием христиан, например, в Крыму или Предкавказье. А были с преобладанием мусульманского населения, и к ним относилась сама столица - Итиль. Она была расположена где-то в низовьях Волги. Цепочка подобных городов протягивалась на запад, намного дальше устья Дона. По крайней мере, известно Сидоровское городище в Донецкой области, где весь поздний некрополь – мусульманский. Средневековые же путешественники говорят о том, что в хазарских городах судили по мусульманским, христианским, иудейским и языческим законам.

Долгое время основой мусульманской общины были аль-арсия или ларисия – хорезмийские воины, как и Худайберды, приглашенные каганом и составившие основу профессиональной армии. Сами принявшие ислам сравнительно недавно, они распространяли свою религию среди родственных им хазар, булгар, и почти таких же родственников – сармато-алан. Если говорить о лингвистике, то это был ираноязычный народ. Но иранская компонента в то время была сильна и среди хазар, и булгар, и хорезмийских аорсах (аль-арсия).

Но не воинами едиными. В Хазарии были и другие мусульмане - купцы и ремесленники. Среди стран, с которым торговала степная держава, значились: Арабский халифат, Византия, Кавказская Алания, христианский дагестанский Сарир, государства и племена Европы, причем как Северной, так и итальянские торговые республики Генуя и Венеция.

Халифат и Хазария

Почему же Халифат был так важен для Хазарии? Все дело в том, что хазары не чеканили своих денег. Они пользовались арабской монетой. Поэтому клады из арабского серебра находят по всему бассейну Волги, Оки, Дона и Днепра. Причем торговля на суше с Арабским халифатом велась через Дербент с провинциями в Закавказье, морской же путь проходил через Каспий (который в некоторых языках до сих пор называют Хазарским морем), а караванный вел в Среднюю Азию, в т.ч. к Саманидам. Ввозилось очень много – от монеты и тканей до оружия и бумаги. Вместе с товарами шли идеи и образ жизни. Обратно, в Халифат, как и в Византию, уходили меха, рыба и рыбий клей, продукты пчеловодства. Кроме того, Хазария контролировала два важных речных пути: волжский и днепровский.

Археологи убеждены: культура хазарских городов испытывала значительное влияние Халифата. Естественно, что носителями этих традиций были люди – купцы и ремесленники. Они селились, в основном, в городах, где нередко составляли отдельные махалли, как это было повсеместно распространено в то время. Часть из них жила в Нижнем Поволжье и на Дону, а часть переселялась на север, в Среднее Поволжье, куда постепенно перемещались и булгарские племена.

Несмотря на то, что сам каган и часть его окружения на определенном этапе стали иудеями, последователи ислама играли важную роль в этом государстве – одной из ведущих держав своего времени. Например, когда разбойники-русы совершили набег на южное побережье Каспия в 913 году, мусульманская гвардия кагана разгромила их на обратном пути. В ее составе, помимо прочих, были дети и внуки таких интегрировавшихся в хазарское общество воинов, как Худайберды. Тех же налетчиков, кто все же смог уйти, добили волжские булгары. Не составляя большинства в Хазарии, мусульмане могли влиять на ее экономику и политику.

Ислам в Хазарском каганате

Самым значительным местом распространения ислама оказалась Волжская Булгария. Ее население и правители решили выйти из подчинения хазарского кагана. Причиной этого была не столько разница в религии, сколько принадлежность правителей к разным династиям – ДулО и АшИна, издавна отличавшихся взаимной неприязнью. Волжская Булгария отделилась от Хазарии в 922 г., официально приняв посольство багдадского халифа и заключив с ним договор.

Но даже после потери Булгарии Хазария продолжала свое существование в качестве иудейско-мусульманско-христианско-языческого конгломерата. И лишь в 965 году она пала под совместными ударами кочевников гузов и киевского князя Святослава. Наследником ее традиций в известной степени стала Булгария. А многие жители бежали в другие страны.

Хазария стала первым в истории России автохтонным государством со значительным мусульманским населением, и уже этим она важна для нас. Позже многие народы, входившие в ее состав, образовали свои государства – Волжскую Булгарию, несколько дагестанских владений, даже при монголах, в Золотой Орде, имелся Улус под названием Хазар, находившийся на Нижней Волге.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: