Ислам и Россия: XIV веков вместе Программы

Мусульманин остановил Смуту на Руси. Ислам и Россия: XIV веков вместе

Смутное время - один из самых непростых периодов истории России. Кто знает, сколько бы он продолжался, если бы ни один герой, имя которого сегодня почти забыто. Урак Урусов - мурза, внук ногайского бия. Он начинал как аманат при дворе московского царя, но вскоре в корне изменил ход истории. Как ему это удалось? Ответ - в программе из цикла "Ислам и Россия: XIV веков вместе". Специальный эксперт - историк и документалист Ахмад Макаров.

Проект "Ислам и Россия: XIV веков вместе" посвящен непростой и порой трагичной, но нашей общей истории. Его герои - выдающиеся личности, оказавшие большое влияние не только на своих единоверцев, но и на всю страну в целом.

Рано утром 11 декабря 1610 года Лжедмитрий II с группой охранников, как обычно, выехал на охоту в Калужский бор. Среди его свиты был ногайский мурза Урак Урусов. Стояла морозная погода, вокруг не было ни души. Когда группа углубилась в лес, Урак подъехал к саням самозванца, достал саблю и точным ударом рассек ему горло. В тот день траектория российской истории изменилась навсегда.

Смута - это период российской истории конца 16 — начала 17 веков. Русский царь Федор Иванович, сын Ивана Грозного, не оставил наследника. А его младший брат, Дмитрий, трагически погиб. Причина смерти царевича до сих пор до конца не ясна. Династия Рюриковичей прервалась. Серия политических ошибок, серьезные неурожаи, отсутствие наследника престола - все это стало причиной мятежей и волнений по всей стране. Шла настоящая гражданская война.

Царство оказалось уязвимым для внешних врагов. Из-за междоусобиц за 15 лет, к 1613 году, государство потеряло не только управляемость, но и половину населения.

Это Красная площадь в центре Москвы. А это — памятник гражданину Минину и князю Пожарскому, самым знаменитым героям Смутного времени. Именно они подняли народное восстание против польских интервентов и сумели положить конец хаосу. Но у этой истории есть и другой герой, о котором сегодня почти забыли.

Петр Урусов-старший, а по рождению — Урак бин Джан-Арслан. Мурза, внук знаменитого ногайского бия Уруса. Он родился в Сарайчуке примерно в 80-х годах 16-го века.

Еще ребенком как аманат он был отправлен в Москву к царскому двору, где его крестили и дали имя Петр. Там мальчик стал одним из придворных. Но вскоре ему предстояло кардинально сменить род деятельности...

Период, который называют Смутным временем, начался на рубеже веков. Именно тогда появились первые слухи о том, что царевич Дмитрий жив — спасся чудесным образом. Появился первый претендент на эту роль — некий юноша, объявивший себя наследником. Многие современники и историки отождествляют его с беглым монахом-расстригой Григорием Отрепьевым. К тому моменту Урак-Петр командовал конными отрядами служилых татар. Вероятно, он и сам принимал участие в изгнании первого самозванца и помог взойти на трон новому царю — Василию Шуйскому. Это был представитель рода Рюриковичей, но не прямой наследник.

История Лжедмитрия 2

Вот в этот-то момент и появился Лжедмитрий II. Он представлялся всем как дважды чудесным образом спасшийся царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. При этом была масса свидетелей гибели как самого царевича, так и первого самозванца.

Лжедмитрий II разбил свой лагерь в селе Тушино, ныне — районе Москвы. Он быстро занимал один за другим города, верные столице. «Тушинский вор», как его прозвали, умел убеждать.

В годы Смуты многие видели в воцарении Лжедмитрия Второго выход из тяжелой ситуации, вызванной разорительным правлением Ивана Грозного, неудачами Бориса Годунова, изгнанием Лжедмитрия Первого и последовавшей в итоге Семибоярщиной – безраздельным произволом крупнейших боярских родов. Вскоре к нему присоединились тысячи военных, включая татар и ногаев. В их числе — Петр Урусов и его соратник и сюзерен — Ураз Мухаммад. Скоро это имя в корне изменит историю России...

Ураз Мухаммад — чингизид из казахской династии. Прославленный воевода, которому еще Борис Годунов пожаловал Касимовское ханство. За 1400 лет проживания мусульман на землях, которые составляют современную Россию, существовало много разных государств – ханств, каганатов, эмиратов, наибств… Но Касимовское ханство сыграло совершенно особую роль истории.

Касимовское ханство того времени представляло собой политический и религиозной центр всех мусульман Московской Руси. Ханы, по сути назначаемые русским царем из разных династий, но непременно чингизидского происхождения, становились неформальными лидерами разнородного исламского сообщества необъятной страны, протянувшейся от Новгорода до Тихого океана и от Белого моря до Каспия.

Авторитет Ураза Мухаммада среди всего мусульманского населения Руси как политического и сакрального лидера был огромен. Неудивительно, что за ним на сторону Лжедмитрия II перешли десятки тысяч тюрков, населявших земли Московского государства. Он пообещал им полную свободу. Ураз-Мухаммад видел в Лжедмитрии альтернативу разгулу бояр-олигархов. Именно тогда Петр Урусов вернулся в ислам — и снова стал Ураком бин Джан-Арсланом.

Самозванец был убежден в том, что власть уже практически — в его руках. Но не все были с ним согласны...

Мы не знаем доподлинно, готовил ли хан Ураз Мухаммад восстание. Но, скорее всего, Лжедмитрий заподозрил его в измене. И решил опередить события…

В ноябре 1610 года касимовский царь и самозванец отправились на охоту на реке Оке. Ураз ехал на своей лошади, высматривая зверя. В этот момент он почувствовал, что рядом к нему кто-то неслышно подъехал. Было поздно. Одним ударом Лжедмитрий убил его, после чего сбросил тело в реку. Он тут же поскакал назад к войску с криками о том, что хан покушался на него, но ему вновь удалось чудом спастись.

Татары затаили обиду - до поры до времени. Урак же не скрывал, что не простил самозванцу гибели мусульманского лидера. Лжедмитрий узнал об этом. Наказание — 6 недель тюрьмы. Самозванец был уверен: этого хватит, чтобы дерзкий ногай понял свою ошибку. Но ошибался он сам.

Спустя пару месяцев, зимой 1610 года, они вместе отправились на охоту — знак примирения. С Ураком был его младший брат, Зорбек. Лжедмитрий ничего не подозревал и был спокоен, уверенный в своей силе и власти. В какой-то момент братья подскакали к самозванцу. Со словами «Будешь знать, собака, как убивать татарских царей» Урак рассек его шею. По словам известного историка Вадима Трепавлова, это событие «объективно оказало огромную услугу российской государственности».

Каким ножом или кинжалом он сделал это? (афганская чура, кавказская кама, ханджар) мы сказать не можем. Скорее всего, что-то типа кривого бебута, который до недавнего времени был распространен на Дону и в Турции.

История этого кинжала, скорее всего, уходит корнями в Персию. Но впоследствии он прижился и у казаков, и среди тюрок. Бебут стоял на вооружении русской армии - в 1907 году он заменил шашку.

Почти все тюркские воины, состоявшие на службе у Лжедмитрия, в тот же день покинули лагерь. Братья Урак и Зорбек тоже больше не возвращались. Урак бежал в Крым. 200 оставшихся воинов были казнены в тот же вечер.

В Крымском ханстве Урак стал советником по московским вопросам. Там же он породнился с лидером тамошних ногаев (мансурским беком) Кантемиром и помог ему, когда тот спровоцировал на полуострове гражданскую войну. Уже немолодой, он активно участвовал в политической жизни и сражениях. Но никогда не забывал о своей жизни в Москве.

В столице царства же тем временем происходили кардинальные перемены. После смерти Лжедмитрия II появился запрос на всеобщее объединение во имя спасения государства и наведения порядка. Благодаря поступку Урака война из гражданской, войны всех со всеми, приобрела характер освободительной. С исчезновением самозванца бунты и внутренние распри пошли на спад.

К этому моменту в Москву и вступили польские войска, кстати, призванные на Русь одной из боярских партий. Они обещали московский престол польскому королевичу Владиславу. Но в октябре 1612 года, после долгих сражений повстанцы во главе с нижегородским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским прорвались в столицу, взяли Китай-Город, а затем вошли в Кремль. В январе 1613 года всеобщий Земский собор выбрал нового царя — Михаила Федоровича, представителя знатного рода Романовых. Под грамотой, зафиксировавшим это событие, стоят среди прочих подписи нескольких представителей знатных татарских родов. Романовым предстояло править 300 лет. Смута была завершена. А в истории нашей страны началась новая эпоха.

Чего же добился Урак Урусов?

По сути, он обезглавил и расколол войско Самозванца, убив его политического и военного лидера. Лишил бунт самого смысла и подобия какой-либо законности. Более того, многие в тогдашнем распадающемся государстве увидели, что выход все же есть. Урак подал пример Минину и Пожарскому, которые собрали ополчение и освободили Москву от чужеземцев. Что двигало им? Только ли желание личной мести? Или нелюбовь к пленившей его стране? Скорее всего, ни то, ни другое. Это была действительно месть, но месть не личная, а месть за убийство фигуры особого рода - политического и духовного главы мусульман Московской Руси. Именно таким в то время и являлся касимовский хан.

Урак писал первому царю из рода Романовых о том, что желает вернуться в столицу. Но при условии: он сохраняет свою веру. Михаил Федорович отказал, впрочем, как и многим другим. Мурза продолжал активно участвовать в политической жизни Крыма. Он противостоял хану Бахадыр Гирею — и в результате был казнен в Бахчисарае в 1639 году.

Сегодня немногие помнят имя этого героя. Героя, который разделил трагическую судьбу своего народа и всей страны. К тому моменту она потеряла половину населения, несколько раз сменила правящую династию, а в скором времени и саму парадигму государственной власти. Тем не менее, страна смогла возродиться и продолжить свой путь от Руси к России. Как и на протяжении всех 1400 лет совместной жизни мусульмане - ханы и мурзы, воины и торговцы - сыграли в этом огромную роль.

Это только начало. Впереди — еще немало тайн и неизвестных подробностей истории России и ее мусульманских народов. Мы расскажем то, чего еще никто не рассказывал.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: