Лунный календарь Программы

Почему имама Шафии считают великим? Лунный календарь

Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии родился в семье курайшитов в Газе. В младенческом возрасте он остался без отца. Поскольку материальное положение было очень сложным, его мать решила переехать с ребенком к родственникам в Мекку, где представлялся единственный шанс выжить. Детство аш-Шафии было насколько трудным, что уроки он записывал на костях. В свои семь лет Шафии знал Коран наизусть, а в 15-летнем возрасте уже выносил фетвы (богословско-правовые заключения).

Для регистрации в онлайн-академии «Медина», рекламу которой вы видели в этой передаче, пройдите по ссылке.

Если вы окажетесь на Северном Кавказе и пообщаетесь с местными мусульманами, то узнаете, что большинство — последователи правовой школы имама Шафии. Именно этот мазхаб стал основным в тех местах. Но ему следуют и в других частях света — в Египте, Ираке, Йемене, Малайзии, Индонезии, Сомали, Эфиопии... Представителей этих разных культур и этносов объединяет богатое шафиитское наследие.

Детство и учеба

О его жизни известно не так много. Но дошли сообщения о необычных личных качествах имама. К примеру, в семь лет Шафии знал Коран наизусть. А в 15 он уже выносил фетвы - богословско-правовые заключения.

Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и родился в семье Курайшитов в Газе. Будучи совсем маленьким, остался без отца. Денег в доме почти не было, и мать решила переехать с ребенком к родственникам в Мекку — единственный шанс выжить. Чтобы понять, насколько трудным было детство будущего основателя мазхаба, достаточно сказать: уроки он записывал на костях — средств на бумагу не хватало.

Но это не помешало юному Шафии скрупулезно изучать Коран и Сунну. Он производил огромное впечатление на своих учителей. Среди которых вскоре оказался сам имам Малик ибн Анас — в возрасте примерно 22 лет Шафии переехал в Медину, чтобы учиться у него. Впоследствии он будет оспаривать некоторые положения его школы. Но Малик навсегда останется для него Учителем — с большой буквы. Ведь именно он открыл ему путь в ряды величайших богословов истории.

Встреча с халифом Харуном ар-Рашидом

Если вы помните, основные проблемы в жизни основателя другого мазхаба —Абу Ханифы — были вызваны политической ситуацией того времени. Это объединяет обоих имамов: слава Шафии как знатока исламской юриспруденции была так велика, что в 20 с небольшим его приглашают в Йемен в качестве судьи. А в 29 лет он становится наместником Наджрана. Но через какое-то время все изменилось. Интриги в среде некоторых чиновников привели к тому, что около 800 года он прибыл в Багдад — закованным в цепи. Тогда ему было 

Молодой судья стоял лицом к лицу с халифом — Харуном ар-Рашидом. Его противники ждали, что он будет осужден и приговорен к заключению. Но все вышло иначе. Шафии подошел к правителю и поприветствовал его, а затем блестяще выступил в свою защиту. Настолько, что халиф попросил его остаться в Багдаде и распространять знания об исламе.

Среди тех, кто слышал то выступление, был Хасан аш-Шайбани, один из главных юристов школы имама Абу Ханифы. Вскоре Шафии уже получал знания о ханафитском мазхабе у того, кто стоял у его истоков. Именно тогда и начала зарождаться его собственная школа... Впоследствии ее назовут «старой».

Мазхаб аш-Шафии

А «новую» он представил в 810-х годах, когда уже жил в Египте. Шафии дал начало науке известной как усуль аль-фикх – методологии шариатского права.

К началу 9-го века в фикхе существовало две основных школы. Одна из них - ахль аль-хадис - «люди хадиса». Другая - ахль аль ра’и - «люди суждения, мнения». Они отличались между собой в тонкостях подходов к решению тех вопросов, которые не были однозначно оговорены в фундаментальных источниках ислама, в основном это касалось степени применения рациональных методов.

Именно в этот период в руки людям попал первый крупный труд имама Шафии - «Рисаля». Эта написанная еще в Багдаде работа перевернула представление о фикхе. Богослов не предлагал свод законов. Он сформулировал основные источники права:

  • Коран
  • Сунна
  • Иджма - единогласное мнение исламских ученых
  • Кыяс - суждение по аналогии

Он подробно объяснил, как стоит выводить решения, основываясь на каждом из источников, каковы приоритеты и положения этого. Шафии был настолько убедителен, что со временем последователи Ханафитского и Маликитского мазхабов стали пользоваться его наработками.

Настолько логичен и ярок был язык имама, что с ним трудно было не согласиться. Про него говорили, что никто не мог подобрать слов в арабском точнее, чем он. Даже бедуины, считавшиеся хранителями первозданной красоты и чистоты арабского языка, приходили на встречи с Шафии, чтобы «просто послушать, как он говорит».

Шафии продолжал преподавать до самой смерти, даже когда от тяжелой болезни подстилка, на которой он сидел, была пропитана кровью. Имам спешил передать те знания, которые впоследствии станут известны как Шафиитский мазхаб, второй по распространенности в мире.

Мнения имама Шафии по различным правовым вопросам были собраны в книгу под названием «Китаб аль-умм». Именно она стала базой для нового мазхаба, который развивали и дополняли его ученики.

Среди учеников Шафии был один, самый любимый. Его звали Ахмад ибн Ханбаль, который впоследствии также создал свой мазхаб. Передают, что про своего учителя он сказал:

Даже вдыхать запах лошади, на которой сидит великий ученый, - уже получение знания

Полную версию передачи об имаме Аш-Шафии смотрите в данном фильме.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: