Ислам и Россия: XIV веков вместе Программы

Почему предки татар приняли ислам?! Ислам и Россия: XIV веков вместе

Как ислам стал государственной религией древней Волжской Булгарии, если многие булгары уже были мусульманами? Что они покупали у Халифата и что производили сами? Мы постарались найти ответы на главные загадки предков татар. Специальный эксперт цикла "Ислам и Россия: XIV веков вместе" - историк и документалист Ахмад Макаров.

Проект "Ислам и Россия: XIV веков вместе" посвящен непростой и порой трагичной, но нашей общей истории. Его герои - выдающиеся личности, оказавшие большое влияние не только на своих единоверцев, но и на всю страну в целом.

Шла середина мая 922 года. В городе Булгаре, что находится чуть ниже слияния Волги и Камы, стоял шум и переполох. К правителю города и страны, эльтеберу Алмуш-хану, прибыло посольство от самого халифа всех мусульман, Муктадира 2. Все знали, что речь пойдет о принятии булгарами мусульманства. Но вот вопрос, который не дает покоя историкам и спустя тысячу лет: ведь Ислам к тому моменту УЖЕ прочно закрепился среди булгар.

Сегодня речь пойдет о Булгарии – древнем могучем государстве, которое располагалось в самом сердце современной России. С его историей неразрывно связан не только современный Татарстан, но и целый ряд других республик и областей Урало-Поволжья.

В связи с приездом знатного гостя булгарский правитель Алмуш собрал народное собрание – джиен. Так повелось у тюрков, что все главные и судьбоносные решения хан не мог принять самолично. А если он их и принимал, то решения эти становились последними в его теперь уже недолгой оставшейся жизни. На том джиене вопрос стоял категорическии – принимать или нет ислам в качестве государственной религии? При этом , как следует из многочисленных документов и археологических данных, какая-то часть народа уже была к тому времени мусульманами. Среди них был и сам хан, причем, даже не в первом поколении. По крайней мере, как минимум, уже за 20 лет до этих событий у булгар были мечети и медресе. Более того, они успешно вели теологические споры - из-за фикха (шариатского права). Булгары следовали ханафитскому мазхабу. И у них возникали разногласия даже с секретарем посольства халифа Ибн ФадлАном. Прямо как сейчас – ты почему руки не так и не там держишь или поднимаешь их/не поднимаешь по ходу совершения намаза. Правда, тогда предмет спора был несколько иной – булгары давали икамат в удвоенном виде, а шафиит ибн Фадлан считал это ошибкой.

Итак, посольство из Халифата было направлено в страну, где уже жили мусульмане. Причем, они составляли значительную часть элиты? При этом поголовного принятия ислама в ней также никогда не было – бок о бок с мусульманами - булгарами, а позже башкирами, татарами, ногаями жили их финские, угорские и даже тюркские соседи, остававшиеся язычниками, и никто их менять веру не принуждал.

Так что же изменилось в тот день? Почему его годовщину и по сей день отмечают татары, проводя в мае-июне месяце изге булгер джиены? Дело в том, что с этим принятием ислама в качестве государственной религии Волжская Булгария официально оказалась в клубе мусульманских народов и стран. Этот “клуб” по влиянию можно сравнить с сегодняшней Большой семеркой.

Именно в ту эпоху творили Бируни и Хорезми, Ибн Сина и Омар Хайям. Мусульманский мир был наиболее передовым в культурном, научном и технологическом отношении на всей планете, он занимал такое же положение как сегодня США и и Запад в целом. Археологи часто находят в Булгарии так называемые сфероконусы – специфические сосуды для хранения амальгам и прочих реактивов. Это все равно, как сейчас обнаружить контейнер с графитовыми стержнями для ядерного реактора. Все богатейшие наработки жителей Халифата становились доступны и булгарам. Постепенно поток булгарских студентов потянулся в медресе Бухары, Багдада и даже Каира.

Однако нельзя сказать, что булгарам нечего было показать миру. Ибн Фадлан повидал много удивительного в этой далекой стране, которая на многие века стала самым северным оплотом ислама в мире. Например, его несказанно удивило отсутствие в Булгарии астрономической ночи в мае-июне.

Булгары описывались в литературе того времени как «защитники стены Искандера». В воинской культуре они использовали наработки своих предков – гуннов и сарматов. Например, от последних булгары переняли известные пояса с накладками, дожившие до наших дней у башкир, донских казаков и народов Кавказа.

Что это за накладки? Узнаем у нашего постоянного эксперта Ахмада Макарова.

На Среднюю Волгу булгары принесли их вместе с трехпольным земледелием, гончарной керамикой, традициями градостроения, тяжелым плугом - сабаном и прочими навыками из Северного Причерноморья и Нижнего Поволжья, где жили раньше.

После памятного джиена Алмушхан, взявший себе имя Джафар, правил еще три года. За это время произошло много всяких событий, но главное останется в нашей памяти на века – с 922 года Волжская Булгария официально стала первым мусульманским государством в Восточной Европе, на которое все стали смотреть как на оплот ислама в северной Евразии. Этот шаг по прошествии нескольких веков кардинально изменил половину территории современной России.

Впереди — еще немало тайн и неизвестных подробностей истории нашей страны и ее мусульманских народов. Мы расскажем о трудном пути от Руси к России то, чего еще никто не рассказывал.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: