Ислам и Россия: XIV веков вместе Программы

Сарай был удивительным и великим городом. Ислам и Россия: XIV веков вместе

Чем известен город Сарай, древняя столица Золотой Орды? Какие находки археологов шокировали историков? Какие храмы существовали в древнем городе? Как отдыхали его жители? Как столетия назад они создали универсальную систему трубопроводов? И почему в городе не было стен? Ответы — в новом выпуске программы "Ислам и Россия: XIV веков вместе".
Специальный эксперт цикла "Ислам и Россия: XIV веков вместе" - историк и документалист, руководитель Отдела культуры ДУМ РФ Ахмад Макаров.

Проект "Ислам и Россия: XIV веков вместе" посвящен непростой и порой трагичной, но нашей общей истории. Его герои - выдающиеся личности, оказавшие большое влияние не только на своих единоверцев, но и на всю страну в целом.

В ноябре 1334 года тридцатилетний мужчина берберской североафриканской наружности приближался к молодому, но уже большому и богатому городу в низовьях Волги. Конечно, там не было так же жарко, как в его родном Танжере, но поздняя осень в Нижнем Поволжье – время благодатное и весьма теплое. Путник передвигался не один. Он давно уже не бродил по миру в одиночку. Вот и сейчас он ехал с женами, детьми, прислугой и целым караваном товаров. По пути он успешно выполнил так удачно подвернувшуюся дипломатическую миссию. По виду мужчины было заметно: это очень опытный путешественник. Недаром его имя стало нарицательным и по сей день используется в арабской культуре для людей, которые много ездят. Интеллигентное и открытое лицо человека, исколесившего почти половину известного мира и оставившего нам бесценные записки о путешествиях. Ему осталось увидеть вторую половину. И сегодня великий путешественник и писатель Ибн Баттута оказался в Сарае.

Описание города Сарай

«Как город красавец в пустыне возник» - так пела популярная в позднесоветское время группа «Ялла». Это слова песни о масштабных стройках в песках Кызылкума. Но за столетия до этого в сухих степях Нижнего Поволжья вырастали другие огромные прекрасные города. Так, например, описывал Сарай, о котором сегодня и пойдет речь, тот самый путешественник Ибн Баттута.

“Сарай”. Что приходит на ум при этом слове? Сколоченное из досок хозяйственное строение во дворе, где хранится всякая утварь – лопаты, вилы, грабли. Но слово это тюркское, и изначальный смысл его прямо противоположный - дворец. Можно представить себе красоту этого города! Многие другие поселения носили не менее величественные названия: Сад-Дворец, Страна Цветов. Как же надо любить свой город, чтобы так его называть!

Дворец – Сарай действительно нельзя было не любить. Выросший на краю волжской дельты, там, где она соприкасается с бескрайними сухими степями и полупустынями Заволжья, он чем-то неуловимо напоминает Каир. Всегда припорошенный песком, рядом с выжженной солнцем степью, он манил прохладной зеленью своих садов и виноградников. Протекавшая через весь город Ахтуба давала не только воду, но и заросли камыша за городом, из которого здесь также строили, строили, строили. Прекрасные дома из обожженного и необожженного кирпича, глинобитные с камышовыми матами внутри стен, возвышались на два-три этажа. Часть домов имели плоские крыши, на которых так приятно посидеть прекрасным теплым вечером с чашечкой чая или кофе. Да, да, чая или кофе, ведь и тот, и другой были обнаружены археологами при раскопках великого города.

Другие крыши были обделаны прекрасными голубыми майоликами – крыши многочисленных мечетей и мавзолеев – тюрбе. В городе доминировала исламская культура, и большинство жителей было мусульманами. По словам, Ибн Баттуты только соборных мечетей было 13, не считая маленьких квартальных. Во многих из них великому путешественнику довелось помолиться лично. Но были в Сарае и церкви – православные, католические, несторианские и григорианские, действовали буддистские храмы и синагоги. Все они отличались пышностью и изяществом, ведь находились они в центре мировой империи.

Улицы города-дворца отличались редкой в средневековье чистотой. Это достигалось тем, что по всему Сараю пролегала водопроводная и канализационная система. Нам это кажется обыденным, но множество городов мира подобных удобств не имели тогда даже близко. Отсутствовало ли в Сарае что-то, что было обычным в других городах? Да, конечно, стены… Сарай не имел городских стен, являвшихся обычной приметой того времени. Заметьте: русское слово “город” родственно глаголу “огораживать”, “городить”. Но почему не было стен у Сарая? Может быть, в бюджете не хватало средств, или не было опытных строителей? Нет, конечно, и средств, и строителей было с избытком. Стены городу были просто не нужны.

Один из золотоордынских вельмож сказал венецианскому путешественнику Иосафату Барбаро: «А зачем они нам? (стены) Если хотите взять наши города, то приходите и возьмите». Вместо стен, Сарай окружали сады и усадьбы. Жизнь, запечатленная Ибн Баттутой, была привольной и просторной, впору окружающей степи. Только охраняемая площадь самого городища, без пригородов, по подсчетам археологов, составляет сейчас две тысячи гектаров.

Жители Сарая и ремесла

Но кто жил в этом городе? Считается, что здесь находилась ставка хана… Но именно считается, потому что ставка хана периодически перемещалась по всей стране – по Волге от Булгара до Сарая, в Предкавказье в районе Пятигорска, в устье Дона. Это наиболее известные места ее расположения. А в городе жили купцы и ремесленники, садоводы и бахчеводы, переводчики и ученые. Да, да и ученые.

Ибн Арабшах в конце жизни сказал, что не знает города с большим количеством ученых, чем Сарай. А выросший в Самарканде уроженец Багдада, воспитатель будущего османского султана и покорителя Константинополя Мехмеда I Ибн Арабшах видел много городов и столиц в своей жизни, и ему было с чем сравнивать.

Ремесленники... собственно, их было больше всего в великом городе, как и в любом другом городе того ремни. Что же они делали, чем занимались? Помимо традиционных кузнечества, выделки кожи, столярничества, известны и изготовление бумаги и даже фарфора. Здесь делали знаменитый кашин – персидский и среднеазиатский конкурент фарфора. Многие изделия производили по стандартам, например, керамические трубы для канализации и водопровода.

Удивительно: эти трубы можно использовать и сейчас. Причем, если взять метровые куски из разных городов - Сарая и Булгара, Мохши и Солхата - то они подойдут друг к другу!

Здесь производили ювелирные изделия - изящные и своеобразные. Били монету – серебряную и медную. Дома отапливали подпольными дымоходами – "канами", чьи трубы тянулись от кухонь под жилыми комнатами.

Такова столица ордынцев – город-дворец Сарай. Похожими на него были и другие описанные Ибн Баттутой города с имперской золотоордынской культурой. И лишь кровавые междоусобицы смогли разрушить этот блистательный мир, прославившийся на весь земной шар, тянувший в себя путешественников и купцов из далекого Магриба и Италии, Скандинавии и Китая.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: