Ислам и Россия: XIV веков вместе Программы

Как большевики заигрывали с мусульманами… Ислам и Россия: XIV веков вместе

О том, как на заре советского государства большевики заигрывали с мусульманами. Почему в Крыму и Таджикистане создали "витринные" автономии? Как коммунистическая идеология подстраивалась под уклад жизни народов Востока? Что такое "исламский социализм"? Кто стал первым официальным представителем СССР в Мекке? Неизвестные факты — в новом выпуске программы "Ислам и Россия: XIV веков вместе".

Специальный эксперт цикла "Ислам и Россия: XIV веков вместе" - историк и документалист, руководитель Отдела культуры ДУМ РФ Ахмад Макаров.

Проект "Ислам и Россия: XIV веков вместе" посвящен непростой и порой трагичной, но нашей общей истории. Его герои - выдающиеся личности, оказавшие большое влияние не только на своих единоверцев, но и на всю страну в целом.

Содержимое

Советская власть заигрывает с мусульманами

1924 году нарком иностранных дел РСФСР Георгий Чичерин писал: “Для нас в высшей степени важно попасть в Мекку. Мы именно потому назначаем генеральным консулом мусульманина, чтобы он мог находиться в Мекке”. С этого момента открыто верующий человек становится представителем страны советов в недавно образованном ближневосточном государстве.

Когда большевизм совершал свое “триумфальное шествие” по России, многие мусульмане этому не то что не сопротивлялись. Напротив - поддерживали. Чему есть немало объяснений. Советская власть умела дергать за правильные струны – вернула Коран Османа, башню Сююмбике в Казани, оренбургский Караван-Сарай. В лице лично Сталина, как наркома по делам национальностей, давала обещания шейх уль-исламу Али-хаджи Акушинскому о том, что Шариат неизменно будет действовать на Кавказе. И реально действовал! Целый ряд авторитетных лидеров и групп, оппозиционных царскому правительству, поддержал красных. Мусульмане в их числе. Судите сами. Лозунги большевиков тех лет: мир народам, земля крестьянам, фабрики рабочим, право наций на самоопределение, полная свобода исповедания и практики религии. И, самое главное, что, хоть и частично, до определенного времени подобная политика реализовывалась на деле!

Карим Хакимов. Начало карьеры

Задолго до этих событий, в 1892 году, в селе Дюсяново Белебеевского уезда Уфимской губернии в татарской семье родился Карим Хакимов. Мальчик был очень способным. Он получил всестороннее богословское образование в трех медресе. И прекрасно владел не только татарским, но и арабским, и персидским, и русским. В годы революции поддержал сначала белых, но потом перешел на сторону большевиков. Прекрасный лидер, он создавал мусульманские части туркестанского фронта, участвовал в образовании Татарско-Башкирской ССР. А в 1920-м Хакимов стал замполпреда РСФСР в Бухарской народной советской республике. Но скоро его карьеру ждал неожиданный поворот.

Советская власть стремилась привлечь как можно больше сторонников на свою сторону. Тем более, что исламский вопрос стоял не только во внутренней политике, но и во внешней. Большевики грезили мировой революцией. В этой миссии мусульманским народам отводилась особая роль. По итогам Первой Мировой войны почти весь исламский мир оказался под пятой колонизаторов – англичан, французов и прочих итальянцев с испанцами. Даже те страны, которые не были напрямую захвачены, в значительной степени им подчинялись или же вели постоянную борьбу за остатки своей независимости. Поэтому большевики, провозгласившие лозунг «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем», видели в мусульманских народах своих естественных союзников против буржуазных империй и мира капитала вообще. Отсюда и автономии в Крыму и Таджикистане, явно ориентированные на за рубеж политические витрины.

В 1921 году Карима Хакимова назначают генеральным консулом РСФСР в Персии. Его обязанностью было следить за соблюдением договора между Советами и Ираном.

Карим Хакимов аравийский визирь Кремля

Чтобы привлечь на свою сторону мусульманские массы, воспитать из них кадры, необходимые для дальнейшей мировой революции, проводилась политика коренизации. Главная ее цель – опора и использование местных человеческих ресурсов. Автономизация и федерализм. Впервые в истории России возникли национальные автономии - союзные и автономные республики, вместе составлявшие сложный механизм – Советский Союз. Именно тогда появилась идея “исламского социализма”. Ее автором стал Мирсаил Султан-Галиев. Такая своеобразная адаптация идей Маркса-Энгельса-Ленина для правоверных.

Именно преследуя эти цели, РСФСР решает открыть представительство в Джидде, столице Хиджаза. Вот что писал тот самый Чичерин:

При нашей мусульманской политике нам, по-моему, необходимо иметь человека в самом центре мусульманского мира.

Таким человеком был избран Карим Хакимов. В июне 1924 года он выехал из Москвы в Хиджаз. Уже в августе он вручил верительную грамоту королю в Мекке. Хакимов стал первым официальным представителем СССР в арабской стране.

Он проявил себя наилучшим образом. Вместе с ним СССР завоевал авторитет не только в Хиджазе, но и во всем исламском мире. В феврале 1926 года он, рискуя жизнью, встретился с королем Ибн Саудом и вручил официальную ноту от СССР с уверением в признании – в этом Москва была первой из неарабских стран. Так новое государство Королевство Саудовская Аравия стало близким партнером Советского Союза. Отношения стремительно развивались - торговля шла полным ходом.

Расстрел Хакимова и разрыв отношений с Саудовской Аравией

Но на определенном этапе советское руководство пришло к мысли о «построении социализма в отдельно взятой стране» и отказе от идей мировой перманентной революции. Попутно Сталин решил более не драконить британцев слишком активной ближневосточной политикой. Именно тогда на смену ленинскому федерализму и коренизации приходит сверхцентрализация всего и вся. Идеи о построении местных вариантов советской власти, национальных по форме, социалистических по содержанию, включая исламский, оказываются на свалке.

Постепенно под коммунистической вывеской возвращается прежняя империя, как внутри, так и на внешнеполитической арене. Под суд и дальнейший расстрел попал Султангалиев - тот самый автор исламского социализма. Посадили и расстреляли Кашафутдина Тарджиманова, заместителя делегации Советского Союза на Всемирном исламском конгрессе 1926 г. в Мекке, где было провозглашено, что СССР – лучший друг всех мусульман в мире. По одной из версий, не своей смертью умер муфтий Ризаитдин Фахреддин, бывший своего рода символом диалога мусульманского сообщества с красной властью. Он не дожил всего несколько месяцев до массовых арестов религиозных деятелей по «делу ЦДУМ».

В 1935 году Карим Хакимов продолжал работу полномочным представителем СССР в Саудовской Аравии. Однако роли “проводника” у него уже не было. 6 сентября 1937 года пришла телеграмма - Хакимова отзывали в Москву. Король Ибн Сауд сразу понял: что-то не так. Он уговаривал его остаться. И тот действительно думал над такой возможностью. Но все же решил, что долг перед отечеством важнее. Его тут же арестовали и осудили. А в 1938 году - расстреляли. Король Саудовской Аравии не простил советскому руководству гибели друга и разорвал все отношения с СССР. Восстановились они только при Горбачеве.

Большая часть имамов, немало советских руководителей из национальных кадров, почти весь дипломатический корпус, который так тщательно выстраивал отношения с Саудией, Ираном и Турцией и Афганистаном, был благополучно посажен и расстрелян. Большая часть мечетей закрыта, их имамы, просто значительная часть образованных людей репрессирована. Строилась новая-старая империи, на этот раз не Романовыми, а под руководством «вождя всех времен и народов» бывшего уличного грабителя Иосифа Сталина. Так продолжалось до самого начала Великой Отечественной войны. Но это уже другая история.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: