Ислам и Россия: XIV веков вместе Программы

Северные амуры – башкирская гроза Наполеона. Ислам и Россия: XIV веков вместе

В Европе их называли "Северными амурами". Их метких стрел и стремительных лошадей боялись как огня. Они наводили ужас на армию Наполеона, а потом восхищали Гете своей культурой. В этом выпуске речь идет о Башкирском войске - самом необычном подразделении российской императорской армии, а также в целом о роли мусульман в Отечественной войне 1812 года и наполеоновских войнах вообще. Специальный эксперт цикла "Ислам и Россия: XIV веков вместе" - историк и документалист Ахмад Макаров.
Проект "Ислам и Россия: XIV веков вместе" посвящен непростой и порой трагичной, но нашей общей истории. Его герои - выдающиеся личности, оказавшие большое влияние не только на своих единоверцев, но и на всю страну в целом.

Кахым-туря в седле, под ним скакун,

В средине лба того скакуна звезда урай;

Кахым-туря наш отец,

он с народом говорит,

Эх, да и держит он в руке своей курай...

Это слова народной песни о Кахым-туре, башкирском воине, который проявил героизм в отечественной войне с Наполеоном и о котором до сих пор слагают легенды. Хотя и сегодня его биография остается неизученной до конца.

Сегодня речь пойдет о башкиро-мещеряцком войске – казачьем подразделении в армии Российской империи, полностью состоящем из мусульман, которое сыграло ключевую роль в освобождении страны и всей Европы от Наполеона. По численности оно уступало лишь Великому войску Донскому. Башкиро-мещеряцкое подразделение было учреждено в 1798 году и просуществовало до 1865 года. Оно участвовало во всех походах и войнах этого периода.

Первое поколение всадников и офицеров, помнившее кровавые подавления многочисленных выступлений против царизма и христианизации, само еще успело принять участие в войне под руководство Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева, а уже их дети брали Берлин и Париж.

Он был уральским беркутом рожден,

Как беркут, был он смел, горяч,

как пламя,

Когда он в бой летел на скакуне,

Из-под копыт летели в небо камни...

Еще одна песня о Кахым-туре. На самом же деле Кахым Мурзашев родился в селе Аюсы Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии в 1778 году. По легенде, уже в 22 года он стал полковником. Однако это только легенда. А по факту молодой башкир получил военное образование и командовал сотней. К 1812 году уже имел опыт сражений. Именно тогда Наполеон повел свою великую армию на Россию.

В те времена Россия была сословным государством - что-то наподобие кастовой системы в Индии, только в более цивилизованном формате. Сама организация войска поставила башкир, мещеряков и тептярей в особое положение. Они стали полупривилегированным сословием, т.е. их статус был выше, чем у основной массы населения. Таким образом, особый статус фактически получила почти половина российских мусульман - они относились к этим народам. Элита войска формировалась в известных учебных заведениях страны - в стенах Неплюевского кадетского корпуса в Оренбурге и Казанского университета (специальный поток военных медиков). А отдельные представители учились даже в столице, в петербургском Павловском кадетском корпусе. Классическое образование плюс национальные традиции - этот “коктейль” не раз сыграет важнейшую роль в истории этого народа...

Amours Du Nord - Северные амуры. Такое прозвище башкирские воины получили от французов. Война с Наполеоном для казаков-башкир началась раньше, чем для основной армии. Еще в 1811 были сформированы два мещеряцких полка. Европейцы были поражены: эти воины совсем не были похожи на современных солдат, скорее на войска Атиллы. Со скоростью молнии на своих лошадях они выскакивали из леса, высыпали целый шквал стрел во врага и исчезали.

Причин, почему башкиры использовали такой устаревший вид оружия, было три. Во-первых, они безупречно владели луками - веками выработанное искусство. Во-вторых, российский император не спешил обеспечивать башкирских казаков новым оружием, обмундированием и провизией. В-третьих, скорострельность лука в разы выше, чем дульнозарядного кремневого ружья, то же касается точности. Кстати, потому и лошади у башкир были небольшие - это особая порода животных, которые сами находили себе корм в поле. Однако, несмотря ни на что, благодаря их мастерству и отваге мы сегодня имеем возможность любоваться московским Кремлем.

Кахым-туря – герой, в седле сидит

и у взятых в плен допрос ведет.

Француз-майор пред ним стоит

и дрожь его со страхом бьет.

Так рассказывает легенда о бравых подвигах Кахыма Мурзашева. Говорят, его искренне боялись французы. Он одним видом мог навести ужас на самых отважных наполеоновских солдат. Не зря, опять же, по легенде, его как-то позвал к себе сам Кутузов и лично похвалил за удаль: “Любезные вы мои, башкирцы-молодцы”. Вот тогда воины и стали называть его Кахым-туря, то есть “начальник”.

Когда потрепанная в боях великая армия Наполеона отступала из Москвы, Наполеон велел своим солдатам взорвать Кремль и другие важные здания. Еще немного, и главная историческая русская постройка исчезла бы с лица земли. Но в этот момент в древнюю столицу ворвались отряды казаков, башкиро-мещеряцких и крымско-татарских конников - они не только изгнали из города остававшихся в нем французских мародеров, но и проводили наполеоновское войско в Европу. На население которой они навели ужас…

Все дело в том, что, отступая, Наполеон распространял по Европе слухи о башкирах. Он называл их людоедами. По городам поползли разговоры, что “они питаются неприятелями и особенно охотники до детей”. Прихода страшных amours du Nord ждали как чумы. Выгнав Наполеона из Москвы, Александр I был удовлетворен результатами войны и думать о ней забыл. И именно Мурзашев предложил императору отправиться походом на Париж. Это уже не легенда, а опера башкирского композитора Загира Исмагилова. Согласно либретто, никто иной как отважный полководец убедил царя развить успех российской армии в Европе.

Вот гравюра французского художника. Она красноречиво говорит о том, чем обернулся приход башкир в Европу. Жители Парижа и других европейских городов увидели вежливых, воспитанных и улыбчивых воинов. Вот как вспоминал об этом генерал Раевский:

Вскоре невинное простосердечие сих «людоедов» совершенно рассеяло всякое сомнение… В сомкнутых рядах в своих национальных нарядах проходили башкирские полки по улицам городов Европы”. В одном из городов Германии их воочию увидел один из самых известных немцев. Это событие осталось в истории...

Гете и башкирские воины

Иоганн Вольфганг Гете - великий немецкий писатель, автор бессмертных произведений. Он лично познакомился с башкирскими воинами и… принял участие в намазе. Об этом писал он сам и позже Ахматзаки Валиди, служивший военврачом.

Цитата: «Ещё одним знаком Всевышнего было для него событие, происшедшее в январе 1814 года. Тогда ему довелось посетить совместную молитву башкир-мусульман, служивших в русской армии. Моление прошло в протестантской гимназии в Веймаре. В письме к Требру от 5 января 1814 года Гёте пишет следующее: «Говоря о пророчествах, должен тебе сказать, что сегодня происходят такие вещи, которые ранее пророкам не разрешили бы даже и произнести. Кто бы позволил ещё несколько лет назад высказать предположение, что в нашей протестантской гимназии может проводиться магометанское священное богослужение и будут читаться суры из Корана. И всё же это произошло, и мы присутствовали на богослужении у башкир, видели их муллу и приветствовали их князя в театре. Из особого расположения ко мне, на вечную память мне были подарены лук и стрелы, которые я повесил над своим камином. А некоторые из наших особо религиозных дам даже заказали в библиотеке перевод Корана».

Башкирские воины подарили Гете лук и колчан со стрелами. Этот презент до сих пор хранится в одном из музеев Европы. В других коллекциях выставлены картины, сделанные европейскими мастерами, которые изображают “Северных амуров”. А вот еще один башкирский памятник - в Европе - стрела. Она украшает купол церкви в немецком городе Шварц, кто-то из воинов выпустил ее в 1814 году во время заграничного похода.

Многие башкиры в те годы получили боевые награды. В частности - серебряную медаль “В память о войне 1812 года”. Конники девяти башкирских полков были награждены еще и медалями “За взятие Парижа”.

Мусульмане – мамлюки и польско-литовские татары – были кстати и в составе великой армии Наполеона, с которой он покорил почти всю Европу. Такого статуса как башкиры они не имели и в истории почти не запомнились. Встречались ли единоверцы в ходе европейских сражений, остается неизвестным.

Вот так, совместив национальные обычаи, опыт воинов-предков с современным европейским образованием и манерами, башкиры стали настоящей находкой для России. Они оставили огромный след в отечественной истории и навсегда стали частью европейской.

Мы достоверно знаем, что Мурзашев погиб в 1813 году. По легенде, его отравил завистливый полковник. Перед смертью он якобы призвал свою мать и спел ей:

Если сегодня ночью я умру,

Выройте глубокую могилу,

Поставьте на ней камень

И имя мое напишите на нем...

Монумент Кахыму появился только в 2006 году - на его родине открыли стелу, посвященную герою. Но еще раньше памятник башкирскому воину воздвиг народ - в песнях, стихах и легендах. В 20 веке была написана упомянутая опера Исмагилова “Кахым-туря”, которую ставят и поныне в разных театрах. А недавно был создан еще и одноименный спектакль, получивший премию “Золотая маска”. Потомки самого Кахыма Мурзашева и сегодня живут в его родном ауле.

Пусть сведения об храбром Кахым-туре нам приходится черпать из легенд, которым почти нет фактических подтверждений. Но, без сомнения, его фигура - это собирательный образ героического и отважного башкирского народа.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: