Ислам и Россия: XIV веков вместе Программы

Сибиряк сделал ислам официальной религией Японии. Ислам и Россия: XIV веков вместе

В 1909 году российский подданный Абдрашид Ибрагимов прибыл в Японию. Здесь его уже хорошо знали: ведь этот человек написал десятки научных трудов и прославился как защитник прав мусульман у себя на родине. Теперь он решил познакомить с исламом японскую знать. Ибрагимов еще не знал, что тысячи жителей азиатской империи станут истовыми последователями религии Аллаха, а в Токио скоро будет построена первая мечеть. Что помешало сибирскому бухарцу Абдрашиту Ибрагимову сделать ислам государственной религией в Японии, почему его преследовали на родине и вообще - кто такие сибирские бухарцы? Ответы - в новом выпуске программы "Ислам и Россия: XIV веков вместе". Специальный эксперт - историк и документалист Ахмад Макаров.

Проект "Ислам и Россия: XIV веков вместе" посвящен непростой и порой трагичной, но нашей общей истории. Его герои - выдающиеся личности, оказавшие большое влияние не только на своих единоверцев, но и на всю страну в целом.

В 1909 году в Токио прибывает российский подданный. Здесь о нем уже знают и рады видеть. Ему устраивают приемы члены правительства и местные интеллигенты. Никто и не догадывается, что вскоре он познакомит Японию с исламом, построит здесь первую мечеть и создаст мусульманскую общину. Этого человека зовут Абдрашит Ибрагимов, он – сибирский бухарец по происхождению, определяющий себя татарином по национальности.

Сибирские бухарцы - необыкновенный народ. По сути, это татары, но их родина - в Средней Азии. И даже живя в Сибири, среди тобольских и томских татар, они все же держались особняком. К примеру, в отличие от них, не числились на казачьей службе. Все дело в том, что бухарцы имели либо хивинское, либо кокандское, либо, собственно, бухарское, подданство. Когда они стали российскими подданными, сразу получили собственные экстерриториальные волости. Правда, их было немного - одна волость на всю Тобольскую губернию и одна - на Томскую. Но расселялись они по всем губернским и уездным городам и селам.

Абдуррашид Ибрагимов родился в небольшом городке Тара в Тобольской губернии в 1857 году. Его предки переехали в Сибирь из Бухары в середине XVI-го века и проповедовали в этих широтах ислам, а впоследствии - сражались во время завоевания сибирских земель Московским государством. Сам Абдуррашид получил образование в медресе. Казалось бы, ничего особенного. Но при этом знал не только татарский и русский языки, но бегло говорил на арабском, персидском, турецком и немецком. В довесок знал наизусть весь Коран. Спустя несколько лет этот мальчик оставит после себя почти 300 научных трудов и заставит говорить о себе весь мир.

Какую же роль предстояло сыграть бухарцам в истории России и ее геополитике? Несколько отличную от роли поволжских татар - те зачастую создавали имидж государства за рубежом, на Востоке, несли его влияние за границы. Бухарцы же приносили на сибирские земли среднеазиатское влияние - от костюмов до кухни. К примеру, изюм, курага и другие сухофрукты - подарок бухарцев. До сих пор сибирские татары делают свои намазлыки в среднеазиатском стиле.

Поселения бухарцев были своего рода торговым хабом между русскими в Сибири и жителями Средней Азии и даже Китая. Активное участие в коммерческих процессах помогли бухарцам завоевать себе особый статус.

В 22 года Абдуррашид уехал в Мекку - за пять лет он получил классическое богословское образование и степень коран-хафиза. Вернувшись в Тару, Ибрагимов стал имамом в местной мечети. Вскоре он открыл при ней медресе. У него появилась семья. Городок тем временем рос, но не за счет жителей - в местной тюрьме оказывалось все больше заключенных. В разное время там побывали Достоевский, Радищев и Фонвизин… И впоследствии львиную долю узников составляли вольнодумцы, а не воры и убийцы. Проезжая по Транссибу, в одну из сибирскотатарских деревень однажды заехал Николай II. Бухарцы организовали ему роскошный прием. Он двинулся дальше в Сибирь, землю тюрков и других коренных народов края.

Постепенно бухарцы заселяли всю Россию. К XIX веку они жили и в Поволжье, и на Урале, и в Центральной России. Наконец, в Петербурге и Москве. Историческая мечеть - сегодня она известна как самая старая в столице. На самом же деле у татар были молитвенные дома и раньше - здесь же, в Замоскворечье. Правда их сложно назвать полноценными мечетями. Только в 1823 году купец 1-й гильдии из бухарцев Назарбай Хошалов выкупил участок земли в Татарской слободе. Вскоре на деньги этого мультимиллионера началось возведение первой московской каменной мечети. Разрешения у властей не получали.

Вот такое письмо местный архиепископ Филарет написал генерал-губернатору первопристольной князю Голицыну: “Действительно ли от начальства на строение мечети дано позволение, и с таким ли обязательством, чтобы сего столь чуждаго богослужения публичных оказательств, каков публичный крик, не было, согласно с известными секретными постановлениями о веротерпимости?

В результате, здание разрешили строить… без признаков мечети. И по сей день Историческая мечеть в Москве напоминала бы обычный дом - если бы не минарет, добавленный позднее.

Благодаря бухарцу в начале XX-го века была построена и главная мечеть Российской империи - Санкт-Петербургская соборная. Вассал императора эмир бухарский Сеид Абдул-Ахад-хан на аудиенциях не раз просил у него разрешения на возведение молитвенного дома в главном городе страны. Получив разрешение, он выкупил для нее участок.

На аудиенцию к императору в Санкт-Петербург отправился и Абдуррашид Ибрагимов. За плечами у него уже были три года работы казыем в тогдашнем духовном управлении мусульман в Уфе. За этот период он ясно увидел: последователи ислама, по сути, лишены большинства базовых прав. Об этом он и донес императору, а также министрам образования и внутренних дел. Но вместо поддержки получил статус “неблагонадежного”. Ибрагимов спешно покинул Россию, отправившись в Османскую империю. Там он написал две книги, в которых разоблачал царскую политику по отношению к тюркам. Работы тут же на родине попали в список запрещенных, а самому Абдуррашиду путь обратно теперь был заказан. Но он вернулся...

К концу XIX-го века бухарцы почти полностью ассимилировались в татарской и башкирской среде. К примеру, род сарт-калмаков в составе башкирского племени айлинцев имеет среднеазиатское происхождение. Среди городских татар бухарцы стремительно растворялись, внося что-то новое, увеличивая восточный колорит. Но вот вопрос: действительно ли это были переселенцы? Интрига в том, что еще в XV веке в Среднюю Азию переселилось около миллиона человек из Поволжья, Урала и Сибири. Со временем они вытеснили местную элиту в Афганистан и Индию, заняв ее место - в том числе и в Бухаре. Когда же бухарцы стали переезжать в Сибирь, Урал и Поволжье, по сути, они возвращались к себе домой!

Ибрагимов регулярно приезжал в Петербург. Он организовал издание первого в истории татарского журнала - “Миръат” - “Зеркало”. А впоследствии издал еще одну книгу. Именно в тот период Абдуррашид впервые оказался в Японии. Но вскоре ему пришлось вернуться в Россию - его выдали по требованию властей. Отсидев две недели в тюрьме, он вновь начал политическую деятельность - издавал газеты, выступал с критикой в адрес царского правительства, требовал прав для так называемых инородцев (как называли тогда нерусские народы). Наконец, организовал первую мусульманскую партию “Иттифак эль-Муслимин” - ее депутаты прошли в Госдуму. Сам же Ибрагимов продолжал утверждать: национальным меньшинствам в России необходимы автономии, им должно быть дано право сохранять свою идентичность и развивать культуру. Кроме того, он активно ратовал на социально-экономические и политические преобразования всего государства. Это невероятно смелые и дерзкие идеи для того времени. Результат - постановление об аресте. Абдуррашид казый вновь в срочном порядке покинул Россию и отправился в Японию. Его ум и красноречие привели к тому, что ему помогали власти страны восходящего солнца, а многие японцы приняли ислам, включая даже членов правительства и представителей интеллигенции.

Это первая токийская мечеть. Она появилась в центре японской столицы благодаря стараниям сибирского татарина из бухарцев Абдуррашида Ибрагимова. Он мечтал сделать Японию центром исламского мира, где все мусульмане могли бы найти защиту. К тому моменту в России уже наступила эра большивизма, а Османская империя прекратила существование. Он всю жизнь провел в поездках по миру, борясь за права российских тюркских народов и всех угнетенных и притесняемых. Однако в азиатской империи планам Ибрагимова не суждено было осуществиться - помешала Вторая Мировая. Сам же он умер в 1944 и был похоронен в Токио. К тому моменту ислам приняли тысячи японцев, а ислам в стране восходящего солнца был признан официальной религией.

Историческая мечеть в Москве - памятник всем бухарцам России. Народ, считавшийся пришлым, очень быстро занял видное место в истории своей второй родины. Показал, что достоин того, чтобы быть полноправной частью общества. Токийская мечеть - настоящий памятник сибирскому бухарцу Абдуррашиду Ибрагимову. Он родился в далеком крае и всю жизнь посвятил борьбе за равноправие для мусульман в Российской империи. Он показал, что это возможно на примере совсем другой страны. Но спустя десятилетия его идеи оказались востребованы и на родине.

В этом разделе:

Добавить комментарий

Войдите, чтобы оставить комментарий: